Когда рисуешь и улыбаешься…

15:57
1849
views

Художница Ольга Коломиец пишет солнечные яркие картины маслом. А еще иллюстрирует детские книги местных авторов, которые выходят в издательстве «Имекс ЛТД». Именно ее глазами видят малыши героев Елены Надутенко, Павла Черного, Татьяны Якименко и других детских писателей.

Рисовать для детей, как и писать для детей, – это, наверное, особый дар. Нужно чувствовать, что увлечет маленького человека, что его рассмешит или растрогает, какую картинку он будет рассматривать много раз, а на какую даже не взглянет… «Взрослая» художница Ольга Коломиец обнаружила у себя этот дар случайно.

– В 2007 году я пошла на курсы предпринимателей при центре занятости, – рассказывает Ольга. – Там преподавала поэтесса, предприниматель Елена Надутенко. Она пригласила меня в «Женский клуб», где собирались писательницы, художницы, издатели. И там я познакомилась со своим первым автором – Татьяной Якименко. Татьяна всю жизнь проработала в горисполкоме, а когда вышла на пенсию, решила заняться тем, о чем всегда мечтала, – писать для детей. Ее первая книга называлась «Веселий дощик». Я тогда очень быстро нарисовала к ней иллюстрации. Книга вышла буквально через месяц, хотя обычно книги, конечно, так быстро не издаются… У директора издательства Тамары Самиляк остались мои телефоны, и она стала меня рекомендовать детским писателям и поэтам.

– А как работает иллюстратор? Вы обсуждаете с автором, что и как рисовать?

– Обычно нет. Автор просто дает книгу, ты ее читаешь, находишь какой-то общий образ, формат, сюжет и рисуешь. Только один раз я работала с автором, который уже четко видел своих героев, и меня использовал просто как инструмент. Вот эта книга Ларисы Ницой очень тяжело мне далась, потому что она знала, как выглядят ее герои, какие у них глаза, что стоит у них на столе и т.п. С такими авторами очень сложно работать. Но чаще всего писатели все-таки доверяют видению художника.

– Любой художник может стать иллюстратором детских книг?

– Наверное, нет. Вообще художником может стать человек, которому есть что сказать другим. А здесь нужно думать о том, что хотел сказать автор. Нужно заболеть этой книгой, жить ею, даже если ты сам не считаешь ее гениальной. Ну и, конечно, добавить что-то от себя, чтобы ребенку было интересно.

– Для детских книг иллюстрации, наверное, не менее важны, чем текст?

– Конечно! Особенно для дошколят. Я всегда вспоминаю себя в детстве, как я могла сидеть и часами рассматривать иллюстрации в книжке «Сказки Пушкина». Читать еще не умела, но книжку эту уже полюбила. Такими и должны быть детские книги, чтобы их можно было и читать, и смотреть.

Но это не все понимают. Прекрасный художник-иллюстратор Владислав Ерко, который сотрудничает с «А-ба-ба-га-ла-ма-га», с первыми своими иллюстрациями несколько лет ходил по издательствам. Он тогда нарисовал сказку «Снежная королева». Но ему предлагали мизерные суммы, мол, это же только иллюстрации… А он над ними три года работал!

А потом, когда «Снежную королеву» с иллюстрациями Ерко издали, она стала «Книгой года» в Украине, «Лучшей детской книгой» 2006 года в США, получила несколько призов в Англии и даже медаль фонда Андерсена.

– Но, чтобы этим жить, наверное, нужно этим и зарабатывать на жизнь?

 – С этим, к сожалению, у нас проблемы. В сроках нас обычно не ограничивают, но если гонорар за книгу 1000 грн, например, то сколько времени я могу на нее потратить? Я же не могу месяц работать за тысячу гривен, приходится спешить. Я больше всего люблю, когда я продам несколько картин, могу не думать о деньгах и полностью погрузиться в работу над книгой.

Подтверждаем: тогда получаются шедевры. Именно так, по словам художницы, она работала над книгой Татьяны Якименко «Жили-були». Смеясь, Ольга рассказывает, что все эти бегемотихи в бусиках, зебры в жупанах, пингвины и хамелеоны в вышиванках списаны с ее знакомых. И эту книгу действительно интересно рассматривать. Деталей – огромное количество. Каждый предмет, названный в тексте, можно найти и на рисунке. Что может быть интереснее для малыша 3-4 лет?

– Мне очень нравилось работать над этой книгой. Татьяна тогда пригласила меня в гости на чай, показала мне свои фотографии, а она везде в венке, в вышиванке. Татьяна и говорила всегда на прекрасном украинском языке (ее, к сожалению, нет уже), и дом у нее был оформлен в украинском стиле. Так у меня родилась идея оформления этой книги. Я рисовала и сама все время улыбалась.

Действительно, иллюстрации к текстам разных авторов у Ольги Коломиец разные. Например, к очень девчоночьим стихам Елены Надутенко такие же рисунки для девочек – большеглазые лисички, яркие бабочки на фантастически красивых цветах. Иллюстрации к «Татовій книжці» Павла Черного – совсем другие.

Спрашиваем:

– А какую книгу вам бы хотелось проиллюстрировать?

– Украинские народные сказки. Я всегда об этом мечтала. Но я знаю, что другая кировоградская художница – Лариса Зоряная – уже проиллюстрировала сказки, собранные Ястребовым, и пока эту книгу не издали.

Я очень хотела бы поработать с издательством «А-ба-ба-га-ла-ма-га». Там другой уровень, Иван Малкович собрал в издательстве лучших художников-иллюстраторов, которые действительно этим живут, этим дышат. И, открывая любую детскую книгу этого издательства, понимаешь: вот где надо учиться художнику-иллюстратору…