Другой Египет

17:09
3727
views

Мы читали, изучали в школах, в вузах, видели в кино и на телеэкранах, находили информацию в Интернете о Египте и думали, что многое знаем о том, как там живут люди. Ничего подобного. Мы видели лишь красивую картинку, а жизнь в этой североафриканской стране не похожа на обложку рекламного журнала.

Студент подготовительного факультета Международного центра Донецкого национального медицинского университета Мохамед Элтавил и его друг Тарик Гамил, студент первого курса ДНМУ, - приветливые, улыбчивые парни. Мохамед родом из египетского города Эль-Мансура. По его словам, город красивый и по населению почти в два раза больше Кропивницкого. Мохамед немного знает украинский язык и, если медленно с ним говорить, все понимает и даже отвечает на украинском. После окончания курса изучения украинского языка он намерен поступать в летную академию. Две его сестры – также студентки ДНМУ. У него еще есть два брата-школьника. Его мать – домохозяйка. Добытчик материальных благ для большой семьи – отец Мохамеда.

Тарик лучше владеет английским. А из украинского и русского знает только два слова – «спасибо» и «пожалуйста». Для того, чтобы сделать покупки в супермаркете, ему хватает. Родные Тарика живут в Александрии (не нашей!), и у него еще есть два брата. Его семья считается богатой. Отец работает бухгалтером в нескольких больших фирмах сельскохозяйственного сектора, а мама – школьный учитель. Разумеется, они могут себе позволить отправить сына учиться в Украину.

Парни открыты, откровенны и очень позитивны. Радуются тому, что приехали на учебу именно в Украину. Каждый из них видит в этом свою перспективу. Хотят познакомиться с нашей национальной культурой и выучить язык.

О своей стране Мохамед рассказывал на украинском языке, Тарик же говорил только на английском. Между собой ребята говорят исключительно по-арабски. Для простоты общения с ребятами к нашему разговору присоединилась и выступила в качестве переводчика с английского руководитель Международного центра ДНМУ Ирина Озерная.

– Из рекламных статей мы знаем о курортах и исторических достопримечательностях Египта, но все-таки есть предположение, что реальная жизнь в вашей стране несколько иная…

М.: – Я до тринадцати лет жил в Египте, потом мы с семьей переехали в Саудовскую Аравию. Однако Египет я знаю больше, чем свою новую страну. Тем, кто впервые хочет посетить Египет, в первую очередь советую посмотреть пирамиды и древние храмы. Это зрелище запомнится на всю жизнь. Это вечность! И понятное дело, что туристы, посещающие нашу страну, любят отдыхать на Красном море в Шарм-эш-Шейхе. Об этом курорте украинцам известно давно. Именно он и ассоциируется с отдыхом в Египте. Хотя есть и другие курортные места, и, что характерно, как на побережье Красного, так и на Средиземном море, инфраструктура там развита намного лучше, чем на остальной территории государства. Нашу страну не стоит воспринимать как территорию, где сплошная жара. Там, где проживает большинство населения, климат более умеренный. А вот в Украине, в Кропивницком, мне было странно видеть снег в апреле.

Т.: – Если говорить о другом Египте, не туристическом, то стоит упомянуть о том, что большую часть страны занимает пустыня Сахара. Это почти девяносто пять процентов нашей территории. Там только песок. Говорят, что в древние времена на этом месте были плодородные земли, но все изменилось несколько тысяч лет назад, когда произошел природный катаклизм. И сейчас, как тысячи лет назад, все население и все города и сельские территории сконцентрированы вдоль Нила – самой длинной реки мира. Рядом с ней – плодородные земли, где кипит жизнь, развиваются города, выращивают сельскохозяйственные культуры. В современном Египте появилось несколько городов-миллионников. Сейчас в стране проживает более девяноста пяти миллионов человек. В нашей столице – Каире – насчитывается более восьми миллионов жителей. Рядом с Каиром находится квартал под названием Маншият-Насир, который еще называют Городом мусорщиков. В этом районе проживает огромное количество жителей. Это несколько десятков тысяч потомков древних египтян – коптов. Они занимаются уборкой улиц Каира. Перерабатывают собранный мусор со всего многомиллионного города. Эта профессия передается по наследству. Они даже монополизировали эту сферу деятельности. Мусульмане считают это занятие грязным. Тем не менее, огромный город находится в чистоте, и жителям мегаполиса такой подход к уборке нравится.

– Любопытно, какое мнение бытует среди нынешнего египетского населения – кто все-таки строил пирамиды?

Т.: – Мы так думаем, что это были никакие не боги, а просто люди. Теперь уже научно доказано и известно – не рабы. Строительством пирамид занимались рабочие, получавшие за свой труд деньги.

– А что вам нравится в Украине?

Т.: – Рядом с моим домом в Египте есть агентство, в котором мне посоветовали учебу в Украине. Мне понравился город Кропивницкий, и сейчас процентов на шестьдесят я уверен, что хотел бы остаться здесь. Но для карьерного роста лучше всего вернуться в Египет и работать там. Хотя мне еще рано задумываться об этом. Определенные мысли есть, но, пока не получу образование, не стоит прогнозировать. Я так для себя понял, что если ты живешь в Украине, то ты выбираешь себе тихую и спокойную жизнь. Если же работать в нашей стране, то ты должен стать доктором-профессионалом. Дело в том, что в Египте профессия врача очень ценится. Более того, самый наивысший балл нужно набрать именно для поступления в медицинский вуз. Потом уже идет градация: чем меньше набрано баллов, тем менее престижная специальность.

М.: – За все то время, что я нахожусь в Украине, мне все больше и больше нравятся украинцы. Мне нравятся люди, относящиеся к иностранцам легко и с улыбкой, мне нравятся девушки. Они красивые. Очень красивые. Хочу жениться на украинке (и он не шутит. - Авт.) и после учебы остаться здесь.

И все же, по словам Мохамеда, он очень осторожно подходит к вопросу выбора жены. В мусульманских странах не принято ходить на свидания с девушками. Молодые арабы к этому не приучены.

М.: – У нас происходит так: если хочешь видеться с девушкой, ты должен на ней жениться. Египетские женщины до свадьбы недоступны. И никаких других вариантов нет. Родители парня идут к родителям девушки и предлагают от имени будущего жениха руку и сердце.

Т.: – Для того чтобы сделать предложение понравившейся девушке, все равно нужна любовь. Она, невеста, может быть соседкой, одноклассницей или просто девушкой, которую где-то встретил.

– Нужно иметь много денег, чтобы выкупить невесту, или существует какой-то другой обряд?

М.: – Будущей невесте нужно подарить большое золотое украшение. И тогда все будет решено в пользу жениха. Сама регистрация происходит в мечети. Все расходы берет на себя сторона жениха. Это наша прерогатива и наша обязанность.

– А вот если ты найдешь себе украинскую девушку и она согласится выйти за тебя замуж, станет ли проблемой для вас различие в религии? Нужно ли будет украинской девушке-христианке принимать ислам?

М.: – Нет-нет. Этого не нужно. К этому вопросу мы относимся демократично. Никто этого не требует. По крайней мере, я так знаю.

– Женщина в вашей стране имеет те же права, что и мужчина?

М.: – Конечно. У всех одинаковые права. Женщины могут учиться, получать высшее образование. Затем могут работать по специальности, и даже на государственных должностях. Женщины могут сделать карьеру в нашей стране. Они работают даже в правительстве. И все-таки мечеть посещают только мужчины. Они там молятся. У женщин есть свое место в мечети, но только на верхнем этаже. Они должны закрывать свои волосы, чтобы другой мужчина, кроме мужа, не видел ни их лица, ни их волос.

Т.: – Подтверждаю слова своего друга Мохамеда. Муж и жена в семье имеют равные права, но есть определенные отличия. Это больше связано с тем, что мужчина и женщина физически не равны. В политике у нас главными могут быть только мужчины, но есть и женщины-министры. Никакого давления на женщин нет. И все же я не исключаю, что в отдельных семьях существуют более жесткие условия для их жизни. Все зависит от образования. Если это высокообразованная семья, то мужчина заботится о своей жене, воспринимает ее как равную себе. В противном случае – может быть все что угодно.

– Среди мусульман распространено многоженство. Кораном мужчине разрешено иметь четыре жены…

М.: – Четыре или даже две жены могут позволить себе только состоятельные люди. Это очень дорого. Коран требует абсолютной справедливости ко всем женам. Ведь муж должен их всех обеспечить всеми материальными благами. Содержать много жен для одного египтянина является делом затруднительным. Далеко не каждый египетский мужчина может себе это позволить.

Т.: – На самом деле у нас мало богатых людей, имеющих возможность обеспечить нормальную жизнь большой семье. Большинство населения Египта живет в бедности. К примеру, в нашем городе, где проживает почти двадцать тысяч населения, только один процент имеют больше одной жены. Это мои подсчеты, поэтому они могут быть не совсем верными. Дело в том, что у нас практически нет среднего класса. Есть богатые, но их настолько мало, что в целом кажется, что Египет – страна бедных.

– Какова система образования в Египте?

М.: – Шесть лет я обучался в младшей школе. Потом три в средней и три в старшей. Но старшая школа была уже в Саудовской Аравии. А потом я уехал в Украину получать высшее образование. Хочу выучить украинский язык, а потом поступить в летную академию и стать инженером.

Есть в Египте и частные учебные заведения. Но если в государственные школы зачисление происходит без обязательного тестирования и собеседования, то в частных это обычно является обязательным и может очень различаться по уровню сложности.

– В школах учатся и мальчики, и девочки?

М.: – Есть и такие, где учатся только мальчики. Есть школы, где учатся только девочки. А есть и общие. В мужских школах преподают исключительно мужчины, в женских – женщины. Лично я учился в мужской.

– Египетский ритм жизни отличается от украинского, европейского?

М.: – Выходные у нас начинаются в пятницу. В этот день мы много молимся – пять раз в день. Каждая молитва, согласно состоянию души, может занимать от одной до пяти минут, но может быть и больше, максимум – двадцать минут. Собираемся вместе, и тот, кто лучше знаком с Кораном, проводит что-то типа лекции-размышления. Поднимаются различные вопросы, даже относительно обучения. Отдыхаем и в субботу, а вот рабочая неделя начинается в воскресенье.

Т.: – Поначалу было тяжело привыкнуть к европейскому ритму. Казалось, что все очень долго длится. Теперь привыкли, как-то освоились.

– Кроме Кропивницкого, вы еще где-то уже успели побывать?

М.: – Вместе со своими друзьями мы побывали в Харькове, Киеве и Кривом Роге. Посетили оперу, харьковский парк, который мне даже больше понравился, чем здешний дендропарк. В Киеве понравились Майдан, метро и рестораны арабской и украинской кухни. Что интересно, в украинской столице арабов меньше, чем в Кропивницком. Может. так показалось, но именно на это я обратил внимание.

– Дорого путешествовать по нашей стране?

М.: – Нет, все в пределах допустимого. Даже тысяча гривен за номер в Харькове не показалась обременительной. И цены на продукты не такие высокие (только нам кажется, что это не так. - Авт.). Конечно, если считать это в валюте. За каких-то десять долларов можно доехать до Киева, чуть больше нужно для поездки в Харьков. Об общественном транспорте и говорить нечего.

Т.: – И пассажирский транспорт, в сравнении с египетским, у вас относительно недорогой. К слову, купить машину здесь несколько дешевле, чем в Египте. У нас они дороже. И права на вождение получить проще. Один мой друг даже не проходил обучение, а просто, что называется, купил себе права. Только горючее у нас стоит намного дешевле, чем в Украине.

– Насколько я понял, вам не очень нравится украинская кухня. Как вы решаете эту проблему?

Т.: – В супермаркетах, где проще всего покупать продукты иностранцам, мы ищем овощи или фрукты, выращенные в Египте. Но их практически нет. Бывает, находим, и это приятно. И, к сожалению, в Кропивницком нет ресторана, где бы готовили блюда арабской кухни. Наша пища значительно отличается от украинской, мы к ней привыкли, вот и приходится готовить самому. А у нас это чаще всего рис с мясом, говяжьим бульоном, паста с соусами, бобы. Едим много овощей. На морском побережье чаще используются морские продукты. Все не такое острое, как вам кажется, хотя специй в пищу кладут много.

– Какими напитками предпочитаете запивать пищу?

Т.: – Чай. Мы пьем много чая…

М.: – И никакого алкоголя. У нас в стране есть те, кто употребляет спиртные напитки, но их мало, и это те, кто не уважает нашу религию, кто не является настоящим мусульманином.

Ребятам хоть и нравится в Кропивницком, но все же практически каждый день они общаются со своими родственниками по Интернету. Скучают по родине.