Денис Подкопай: «Надо что-то делать, а не сидеть дома»

14:49
2390
views

В областном госпитале ветеранов войны открылись курсы подготовки массажистов. Событие, на первый взгляд, ординарное, и удивить им кого-то вряд ли можно. Однако проводит эти курсы удивительный человек. Профессор Харьковской государственной академии физической культуры, кандидат педагогических наук и кандидат наук по физическому воспитанию, доцент кафедры физической реабилитации и рекреации Денис Подкопай. А еще он в прошлом профессиональный спортсмен-конькобежец, который придумал свой собственный, новый вид спорта. С ним и состоялся наш разговор фактически обо всем на свете.

– Денис Олегович, как вы попали в наш город? Да и вообще – как пришла идея проводить такие выездные занятия?

– Начну издалека. Три года назад Кабмин на базе нашей академии открыл Межрегиональный учебный центр массажных технологий. Центр создавался для занятий со специалистами, которые работают с участниками АТО, для повышения квалификации и обмена опытом. Позже появилась идея обучать и самих ребят премудростям массажа. Центр открыли, понятное дело, без финансирования. Это – обычное у нас дело: «Мы вам откроем все что угодно, только денег не дадим». Поэтому в этом центре фактически работаю я один.

В любом случае – центр есть, а значит, есть возможность официально учить и выдавать удостоверения после обучения. Оно, конечно, не государственного образца, просто потому, что государство таких не выдает вообще. Но наша «корочка» – от имени ВУЗа, а значит, мы ручаемся за качество. Так вот, в рамках этого центра один из проектов – «Мобильные курсы массажа». С ним я сюда и приехал. Такие курсы уже проводились в Харькове, в Переяслав-Хмельницком и в Западной Украине. Выйти на ваш госпиталь удалось благодаря поддержке Ольги Богомолец. Я обратился за помощью к ней, а из ее офиса меня и связали с вашим госпиталем. Созвонились с главным врачом – и я тут. Должен сказать, что условия здесь великолепные! А уж кормят… Я еще столько не наработал, сколько накормили!

– Какой контингент вы подбираете на свои курсы?

– Сначала речь шла только об инвалидах войны на востоке. Просто демобилизованный участник имеет достаточно льгот для получения образования, а вот инвалиду значительно сложнее. И не только в учебе, но и в жизни. Вообще суть этой идеи обучения массажу в том, чтобы помочь воину не только вернуться к мирной жизни, но и получить как минимум приработок. Поэтому в первую очередь мы и заботимся об инвалидах. Разработана, например, методика обучения массажу тех, кто частично или полностью потерял зрение. А теперь мы привлекаем и действующих военных, и членов семей инвалидов или погибших участников АТО. Не все ли равно, кто в семье сможет больше зарабатывать? Получив наш диплом, эти люди могут зарабатывать, а не сидеть дома. Надо же что-то делать. Надо действовать!

У меня в практике был ученик, потерявший кисти обеих рук. Для него разработали специальный массажный модуль, который позволил имитировать 6 положений кисти руки. На вид это копия крупного мужского кулака. Фиксируешь массажер в одном положении – получается, будто проходишь по телу тыльной стороной кисти, в другом – ладонью, в третьем – ребром. Даже большой палец можно отдельно задействовать для более глубокого продавливания. Всего у модуля шесть положений.

История эта вообще интересная. К нам на факультет в магистратуру поступил Олег Березовский – инвалид войны, который прилежно учился и сдавал все экзамены и зачеты. И даже писал сам. Но вскоре ему предстояло сдавать мне экзамен по массажу, а именно этого он сделать и не мог. Вот и родилась идея создания специального модуля. Мы обратились к прекрасным людям в Украинский научно-исследовательский институт протезирования за помощью. Директор института Антонина Салеева – очень профессиональный человек, помогла без всяких вопросов. Нашли они специальный шарнир, я сделал из пластилина заготовку, ребята из специального силикона ее вылили – и модуль готов. От идеи до изготовления прошло четыре дня! Правда, потом пришлось ножом доводить до совершенства, но порезы рук не считаюся. Главное – все получилось!

Мы захотели – и сделали! Без всяческой чиновничьей волокиты. В нашей стране, оказывается, можно почти все. А кроме него сделали еще один модуль, хотели показать его чуть позже. Это специальный модуль для банного веника. Дело в том, что я занимаюсь и таким видом реабилитации, как национальная баня. Эта идея тоже хороша. Учатся в академии студенты из Судана, там уже сорок лет идут боевые действия, так вот они сейчас исследуют возможности национальных бань в лечении и реабилитации людей с осколочными ранениями. У нас эту проблему тоже нужно будет решать скоро, если не сейчас. Но оставили это пока на будущее. Для атошников это сложно: много противопоказаний и ограничений по высоким температурам. А если есть металлические имплантанты, то и вообще нельзя. А вообще тех, кому можно, будем учить. Но пока нынешний вид курсов нужнее и важнее.

А Олег, кстати, недавно женился, получил права на вождение автомобиля и успешно водит машину. Он своим примером показал, что никогда отчаиваться нельзя! Олег – человек, из которого нужно делать украинскую икону. Вот есть Ник Вуйчич, который без рук и ног ездит по миру, показывает свои достижения и рассказывает о них. Так у нас же есть Олег и такие же, как он! Он все делает сам. Абсолютно все. И Вуйчич с рождения учился, а Олег переучивался заново. Это во сто крат тяжелее. Кстати, я с большинством своих учеников поддерживаю контакты. Общаемся, встречаемся иногда. С кем-то дружим даже семьями. Чтобы оценить эффективность работы, обязательно должна быть обратная связь.

– Сколько человек уже прошли через эти курсы?

– Да не считал как-то. Несколько десятков, наверное. Знаю, что человек десять начали профессионально заниматься массажем, и он стал для них основным заработком, а остальные владеют им для приработка. Да и инвалидам самим массаж часто нужен. А мы же и самомассажу учим. И членов семей обучаем каким-то легким методикам, основам и принципам. Да и они могут подсказать, объяснить, научить. Мы даем людям в руки удочку, учим их ремеслу, а пользуются они этими знаниями уже сами на свое усмотрение.

– Вот вы приехали в наш город, проводите занятия, а кто оплачивает все это?

– Да сам справляюсь как-то. Мне сорок четыре года, из них двадцать четыре года преподаю массаж. Автор двух кандидатских работ, профессор кафедры реабилитации и рекреации. Думаю, что каждый должен помогать тем, что у него лучше всего получается. Когда начались события в Крыму и на востоке, пошел в военкомат, но меня там знают и говорят: «От тебя пользы здесь больше будет. Ты на войне пользу приносить будешь минуты три: пока в атаку побежишь. А здесь – намного дольше». Вот я пользу и приношу чем могу. Приехал сюда за свой счет, поселили меня тут же, кормят прямо на убой! Тут у вас очень хорошо! Особенно порадовала организация: главврач распорядился, и у нас теперь есть перерыв на кофе-брейк. Занятие длится четыре часа каждый день, и без перерыва трудно, а здесь даже такую мелочь учли. Теперь буду вводить такой перерыв на всех следующих курсах.

– Сколько человек вы взяли на учебу?

– Сейчас из ребят у меня тринадцать человек, плюс коллеги из госпиталя, которые повышают квалификацию, - их пятеро, и волонтеры. В этом году меня попросили взять их, но я поставил только одно требование: чтобы они реально работали. Отбор в группу строгий – мне нужно быть уверенным, что человеку это действительно нужно и он действительно хочет обучаться. Самомотивация – одно из важнейших качеств. Без нее не имеет смысла никакое обучение.

Сразу поясню: лечебному массажу мы не учим, это требует длительной подготовки и большого количества знаний, а вот оздоровительный массаж – это то, что сейчас разрешено по КВЭДу (Классификация видов экономической деятельности. - Авт.) населению. На основании нашего диплома можно открывать ЧП и работать официально как частный предприниматель. Или с нашим удостоверением можно устроиться на работу массажистом в любое спортивно-оздоровительное заведение. Так что отбор и качество подготовки – это обязательное условие. Я ребят сразу предупреждаю: пропустите занятие – больше не приходите. Здесь у меня как раз учится один парень, у которого жена на днях должна рожать. Говорю: «У тебя ж времени не хватит». «Нет, - говорит, - мне нужно семью кормить». Верю, что будет. Он мотивирован.

– Денис Олегович, эти занятия, поездки, потраченное время – это часть научных интересов?

– Это – мой долг! Я просто помогаю ребятам. На самом деле такие курсы стоят немалых денег. Но я умею стрелять только из дробовика, так что на войне от меня действительно будет мало толку, а здесь я могу. Вот просто и помогаю тем, что лучше всего умею. Кто-то открывает курсы сварщиков для атошников, кто-то – курсы ремонта машин. А я – массажные курсы. Это нужно и тем, кто пришел с войны, и тем, кто еще там. Проблем же хватает: поносить броник целыми днями, разгрузить БК, прыгнуть в окоп от обстрела. Это же сумасшедшая нагрузка на организм. Так что оздоровительный массаж поможет многим. Кстати, я проводил такие курсы и в действующих частях. Ребята довольны.

А есть еще одна сторона – люди, которые считают, что мы на этом зарабатываем. Ну посчитайте! А еще лучше подскажите! Я за свой счет сюда приехал и точно так же вернусь домой.

– Эти поездки сильно мешают преподавательской деятельности?

– Ну, конечно, не мешают! Меня бы руководство академии во время занятий не отпустило. Я же не буду отменять свои лекции и занятия. Еду тогда, когда нет никаких дел в академии.

– А как семья относится к таким разъездам?

– Да меня жена сама подталкивала к военкомату! Она, наверное, даже больший патриот Украины, чем я. Потому никаких вопросов, а тем более проблем с выездом на такие курсы нет. Наоборот, всегда поддерживает. Сама по мере сил и возможностей помогает местным волонтерам. А теперь, когда этот проект начался, сама и выпихивает из дому: бегом езжай, тебя там ждут. Так что у нас в этом плане моторчик – она. Я уж как исполнитель и организатор выступаю.

– Теперь вопрос немножечко о прошлом. Вы профессионально занимались спортом и входили в сборную Украины по шорт-треку. Более того, сами придумали и развивали новый вид спорта – твин-трек. Как с этими достижениями обстоит дело сейчас?

– Ну в ветеранскую сборную по шорт-треку я, может быть, сейчас и попаду. Но эти вопросы давно ушли на далеко задний план. А твин-треком уже давно не занимаюсь. Да, мы придумали этот вид спорта сами. Его суть в том, что при скольжении по льду используются не только ноги, но и руки. Это дает возможность увеличить количество и качество маневров и сделать скольжение зрелищным. Мы выступали с показательными выступлениями и во время соревнований, и на выступлениях балета на льду. Но в основном такие выступления были на территории России. Теперь же ни о каких таких выездах туда и речи быть не может. Хотя людям нравилось, и это было действительно красиво и необычно. Мы первые в Украине сделали светящиеся ЛЕД-костюмы и давали представления. Планы были, но началась война, и не до того стало. Сейчас это пока не нужно, есть более важные проблемы. Возможно, чуть позже вернемся к этому. После победы.

– Какие сейчас планы строите на будущее?

– Да сложно у нас строить планы. Дай Бог, чтоб не мешали делать то, что сейчас делаю. В стране есть огромные возможности, но все как в мультике про Простоквашино. Матроскин там сказал шикарную фразу: «Средства-то у нас есть. У нас мозгов нету». А у нас и мозги есть, и средства. Только вся эта энергия народа никем не используется, потому что она кому-то там не нужна. Я вот смотрю на своих арабов, у которых монархия еще в стране сохранилась, и вижу, что народ там нужен властьпредержащим. Потому что, когда их правитель умирает, он оставляет свою страну и свой народ своему же сыну. И ему важно оставить сыну все лучшее! Потому и заинтересована власть в своем народе. Нет! Не подумайте, я не монархист! Просто идея ответственности власти перед народом мне импонирует. Народ нужен власти по-настоящему, когда она плоть от плоти, кровь от крови народа. Я считаю так: если лидер страны хочет попасть на деньги (в прямом смысле слова, то есть, чтобы его лицо изображали на купюрах или монетах), он будет управлять так, чтобы его и после смерти вспоминали с почтением и кланялись перед его детьми в благодарность об их отце. Вот так должно работать правительство.

Фото Олега Шрамко, «УЦ»