Доедет ли автобус до конечной?

15:31
0
1125
views

Возможно, уже с 15 октября по улицам областного центра начнут курсировать новые, только купленные автобусы большой вместимости. Слово «начнут» довольно условное. Более точным будет «возобновят движение». Потому что автор этих строк из школы подъезжал домой на больших автобусах № 10 и № 24 по улице Гоголя, потом в новую квартиру ездил уже на «Икарусе»-«гармошке» № 106. В то время автобусы ездили по улицам довольно свободно. Но на сегодня количество только официально зарегистрированных в городе автомобилей уже почти впятеро (!) больше, чем было в советское время. Это такой у нас в Украине и в Кропивницком кризис, что на каждом квартале припарковано по три «Лексуса» и четыре «Мерседеса». Как будут ездить новые автобусы в новых реалиях? Журналисты «УЦ» покатались по маршрутам новых автобусов, чтобы это понять.

Ни для кого не секрет, что улицы центральной части Елисаветграда были спроектированы так, чтобы разминулись две телеги или три гусара могли проехать в ряд. Ну не было еще тогда автомобилей и автобусов! Нам еще грех жаловаться – многие же бывали во Львове и видели, как у них в центре с движением автотранспорта (а там еще и трамваи ходят). Некоторые улицы, мягко говоря, узковаты, плюс «взрослые» деревья нависают над ними и могут создать проблемы. А как у нас, в Кропивницком?

Сразу несколько новых – старых маршрутов пройдут возле Центрального рынка. Журналисты «УЦ» передвигались на обычном авто с довольно стандартной шириной – 1 метр 72 сантиметра. Передвигаться легко, с парковкой – некоторые нюансы. А новые автобусы МАЗ модели103 486, которые закупил город, имеют ширину 2 метра 84 сантиметра. На метр с лишним шире средней легковушки. Можно сразу прогнозировать, что у водителей с передвижением по улице Преображенской будут серьезные проблемы. Даже несмотря на одностороннее движение. К примеру, в округе Преображенского собора находится несколько торговых точек, там всегда паркуются под разгрузку небольшие грузовички развозки товара. Они тоже шире обычного легкового авто. Плюс у церкви всегда останавливаются прихожане, клиенты близлежащих торговых точек. Мимо них габаритному автобусу с такой шириной, да еще с длиной почти в 12 метров проезжать всегда будет сложно. В том месте к тому же на дороге находится сразу несколько люков – водопровода, канализации, связи. Водители всегда стараются их объехать. В общем, будущим водителям МАЗов не стоит сильно завидовать.

По каким же маршрутам пустят новые двадцать автобусов?

Маршрут № 103 (ул. Генерала Кульчицкого – ул. Кольцевая) соединит микрорайоны Кущевка и Новая Балашовка. Будет ехать через центр города.

Маршрут № 104 (площадь Богдана Хмельницкого – Крытый рынок) будет курсировать через район Телецентра, овощной рынок на улице Героев Украины и завод «Радий» к Крытому рынку.

Маршрут № 111-Б будет следовать со Старой Балашовки через Райцентр, областную больницу, центральную часть города и обратно на Балашовку.

Маршрут № 116 пройдет с Арнаутово до Лесопарковой. Через центр города, конечно же.

Маршрут № 118 будет соединять Большую Балку и Ковалевку и будет курсировать через Центральный рынок.

Маршрут № 123 будет следовать с Завадовки через центральную часть города, педагогический университет имени Винниченко и железнодорожный вокзал до ТЭЦ.

А автобусы № 274 будут курсировать по традиционному маршруту: поселок Новый – площадь Богдана Хмельницкого.

С маршрутами, которые пройдут возле Центрального рынка, все понятно: проблемный проезд им гарантирован. Если только городская власть по всей дороге как минимум от собственно Центрального рынка до детской областной больницы не расставит запрещающие парковку знаки. И не проредит кое-где ветви деревьев, да простят нас экологические активисты и защитники природы. Летом ветви у дороги, при ее узости, вполне могут через открытые окна травмировать стоящих пассажиров.

Сложности будут и у маршрутов на Балашовку. Главные транспортные артерии, соединяющие этот микрорайон с Ковалевкой и центром, – улица Киевская и Ярослава Мудрого (бывшая Терешковой). Обе улицы – далеко не проспекты. Даже одна одиноко припаркованная машина на Киевской создает проблемы водителям, движущимся в обе стороны. Ну и старые деревья просто нависают на дорогах, когда там едут фуры, они все время сбивают ветки со старых каштанов.

Не мы одни такие умные, власти об этих проблемах знают и заявляют, что работают над их решением. Заместитель директора по безопасности и оргвопросам коммунального предприятия «Электротранс» Валерий Музычук рассказал, что они активно работают над этими вопросами. (Новые автобусы поставлены на баланс именно этого предприятия, принадлежащего городу.)

«Электротранс» работает с полицией и по поводу знаков, ограничивающих и запрещающих парковку в местах проезда крупногабаритных автобусов. Уже можно прогнозировать бурю критики со стороны счастливых обладателей собственных авто, чьи дома или места работы (досуга, шопинга) находятся в зоне движения автобусов. Что им можно сказать? Только то, что пешеходов и пользователей общественного транспорта больше, чем автовладельцев, так что пусть привыкают.

Плохо другое. После ликвидации ГАИ всеми вопросами, связанными с транспортом, реально стали меньше заниматься. Полиция приезжает только на ДТП, или угон, или взлом. К тому же многие автомобилисты стали чувствовать себя намного вольготнее после ликвидации ГАИ. И расслабленнее. Не верите? Пройдитесь по улице Дворцовой, которая считается как бы пешеходной. И посчитайте, сколько там стоит машин, несмотря на все запреты. Или взгляните на остановку автобусов № 8 и № 5-А, которая прямо возле дома с колоннами (там же и композиция «Стрела Амура»). Так вот, почти всегда там стоят какие-то модные машины, и полицейские, даже проезжая рядом, как-то не замечают этого. А что возле старого автовокзала творится?! А возле… Этот перечень можно долго продолжать, да вы и сами все знаете. Поэтому есть подозрение, что уже через день-два после установки знаков «Остановка запрещена» по ходу маршрута все равно будут стоять авто наглых и беспринципных товарищей. Ну и что ты ему скажешь, чем напугаешь владельца «Гелендвагена»? Штрафом в 255 гривен? Да его «тачка» стоит столько, сколько полицейский заработает за всю честную жизнь. К тому же есть и более официальные пути для обхода правил. Там, где всем запрещено, все равно можно останавливаться инвалидам, у которых соответствующая наклейка на стеклах есть. Есть большое подозрение, что число инвалидов в Кропивницком резко вырастет. Наклейки продаются в магазинах, стоят какую-то десятку. А попробуй проверь! Или вы серьезно думаете, что «коп», увидев криво припаркованное авто с наклейками, свидетельствующими, что хозяин-инвалид, посвятит весь свой день поискам владельца, визитам по больницам ради уточнения: реальный инвалид или нет? Только не вздумайте считать это советом, это все нехорошо и бессовестно.

В общем, вопросов по поводу новых автобусов и маршрутов хватает. В одном только нет сомнения – дело хорошее, нужное. А сопутствующие моменты… Думается, раз власть нашла много миллионов на покупку новых автобусов, то уж на решение подобных проблем у нее хватит сил, воли и средств. Скоро все сами увидим.

Фото Павла Волошина, «УЦ»

Геннадий Рыбченков

Геннадий Рыбченков

Журналист «УЦ».