За примерами в Польшу

15:43
0
633
views
Спортплощадка

В конце сентября группа наших чиновников и общественных деятелей посетила Польшу с целью перенять опыт работы с общественным бюджетом. Для нас это еще новинка, а для европейских стран подобная практика уже много лет является неотъемлемой частью работы власти с населением.

Поездка стала возможной благодаря проектам европейских и канадских партнеров. Вместе с делегацией Кропивницкого Польшу посетили представители разных областей Украины.

В рамках тура, который проходил с 25-го по 30-е сентября, его участники изучали опыт внедрения общественного бюджета таких городов Великопольского воеводства, как Познань, Кавенчин, Конин, Калиш и Острув-Велькопольский.

Своими впечатлениями от посещения Польши с читателями «УЦ» поделился начальник управления экономики городского совета Андрей Паливода.

– Прежде всего удивило, что реальные предложения от членов гмин, по нашему громад, в Польше поступают в большом количестве. У каждой общины есть своя спе­цифика, главная тема, рассчитанная на общественный бюджет. Это могут быть установка спортивных площадок и организация досуга жителей конкретного местечка. Власти абсолютно нормально относятся к подобным начинаниям, у них существует связь с общественностью. Причем властные органы легко и открыто отвечают на все предложенные варианты развития местной инфраструктуры. В некоторых областях за проекты голосуют даже подростки лет с тринадцати – те, у которых уже есть паспорта. И подавать проекты они тоже имеют право. А вообще на голосование по отстаиванию того или иного проекта, предложенного субъектами общины, приходит не менее десяти процентов жителей. Такой показатель говорит о высокой активности населения. У нас подобная практика работы с общественностью только набирает обороты, и о таком результате нам пока стоит лишь мечтать.

Как рассказал собеседник, у него создалось ощущение, что страна делает все для тех, кто для себя выбрал здоровый образ жизни.

– В тех городах, где побывала украинская делегация, большинство проектов ориентированы на развитие велосипедного движения, – продолжает свой рассказ Андрей Паливода. – Преимущественно отдельные велосипедные дорожки делают в городах. Но на этом не останавливаются – специальные велодороги за счет общественного бюджета строят в ближайшие населенные пункты, в пригороды.

Велостанция

В тех городах, где мы побывали, несмотря на то, что есть много велопарковок, жители хотят улучшить условия для проезда велосипедов и с этими пожеланиями обращаются в городские властные структуры. В городе Конин около каждого супермаркета и в местах пересечения велосипедных дорожек установлено несколько так называемых мини-станций техобслуживания велосипедов и инвалидных колясок. Станции также были сделаны за счет общественного бюджета. Там можно найти необходимые ключи для мелкого ремонта, насосы для подкачки шин, то есть все необходимые технические средства для того, чтобы можно было немного подремонтировать свой транспорт и поехать дальше. Никто, естественно, эти СТО не курочит, не ломает, не обворовывает, а только пользуются услугой.

– Все, что связано с общественным бюджетом – строения, спортивные сооружения, – в дальнейшем для эксплуатации жителями населенных пунктов является бесплатным?

– Разумеется, да. Правда, мы ознакомились с одним интересным проектом в городе Калиш, который стал приносить доход. На нескольких участках города на велосипедных площадках установлены терминалы, в которых нужно рассчитаться за использование велосипеда. Транспортное средство можно взять на определенное время, но при этом необходимо внести требуемую сумму за его эксплуатацию. На велосипедах установлено специальное приспособление, которое помогает отслеживать его местонахождение. Проехав на велосипеде в нужном направлении, его можно оставить на такой же площадке. Люди пользуются этой услугой довольно часто. В этом городе также победил проект «От центра до околиц». Суть его в том, что велосипедные дорожки планируется сделать от центральной части города до ближайших населенных пунктов. Можно будет из центра по дорожкам добраться до пригорода. Удобно и выгодно. И все же возникли определенные проблемы, связанные с расширением улиц. Громада настаивает на ускорении решения проблемы, и городская власть ищет пути. Улицы узкие, не везде есть возможность сделать велосипедные дорожки. Мэрия не отказывается от проекта, а ищет варианты. Ищут компромиссы, и если не в этом году, то на следующий они намерены реализовать проект.

В городе Острув-Велькопольский наш собеседник вместе с участниками украинской делегации побывал в одной из местных школ.

– На первый взгляд, здание школы показалось современным. Может, лет десять, как построили, – рассказывает Андрей Паливода. – Но, как уточнили нам учителя, строению больше шестидесяти лет, но его настолько осовременили, что выглядит школа как новопостроенная. Одним из проектов, предназначенных для этой школы, было устройство камер хранения для учебников. Чтобы дети не ходили каждый день с книжками в рюкзаках, предусмотрены ниши для их хранения. У каждого ученика есть своя ячейка, где они держат учебники. Ненужные в какой-то день книги ребята не таскают в своих рюкзаках. Это реально удобно. Опять-таки, около этой школы находится велопарковка мест на сорок, и она заполнена велосипедами. В этой школе реализовано еще несколько проектов, связанных с общественным бюджетом, – спортивные площадки, футбольный стадион. Все сделано по инициативе жителей населенного пункта. Этот небольшой городок, с населением в сто тысяч граждан, показался большой съемочной площадкой. Везде чисто, убрано. Дома, лужайки перед ними – как сказочные. Бери и снимай фильм.

В Кропивницком еще не все горожане понимают специфику общественного бюджета, возможно, не осознают его значимости и возможностей с его помощью что-то улучшить. В европейских странах граждане реализуют свои идеи, направленные на благо жителей той или иной территории, благодаря отчислениям из бюджета. И их заинтересованность в том, чтобы города и поселки становились более удобными для проживания, намного выше нашей.

Разумеется, возможности бюджета даже самых малых городов Польши в разы больше, чем наши. Но стоит пробовать, продвигать свои замыслы, и при условии правильного оформления документации они будут осуществлены.

И напоследок. Глава одного из малых городов Польши – женщина, а в местном совете большинство составляет молодежь. Они-то и рулят городом. Для поляков это нормально, а вот для нас, украинцев, – пока нонсенс.

Руслан Худояров

Руслан Худояров

Журналист «УЦ».