С широко закрытыми глазами

13:25
2628
views
Фото Олега Шрамко, «УЦ»

На прошлой неделе во всем мире отмечали День белой трости. Это, безусловно, не праздник, а просто повод напомнить большей, зрячей, части человечества, о том, что рядом с нами живут люди, которые не видят.

В областном центре тоже прошел круглый стол по этому поводу. На самом деле стол был прямо­угольный: с одной стороны стола – обычные листы А4 и ручки, с другой – канцелярские принадлежности для письма шрифтом Брайля: металлические сетки и похожие на шила приборы.

На встречу с чиновниками горсовета и общественными активистами пришли не руководители каких-то благотворительных фондов, а просто незрячие люди. Большинство из них пришли сами, без сопровождения. Незрячие люди точно так же, как все остальные, ходят на работу (а производственное предприятие УТОС сегодня работает, производит школьные парты и оборудование для спортплощадок), в магазины, пользуются общественным транспортом и т.п.

Когда-то незрячая женщина, у которой мы брали интервью, посоветовала нам, прежде чем писать материал, сделать небольшое упражнение – завязать глаза и попробовать пожить так 30 минут, на улицу выходить не надо, просто походить по своей квартире, где все знакомо, сделать какие-то ежедневные дела… Это действительно очень полезное упражнение, которое позволяет совершенно по-другому взглянуть на вопросы доступности.

– Для многих из нас самостоятельное передвижение – это большая проблема, – говорит заместитель директора производственного предприятия УТОС Валентина Раева. – Никому из нас не хочется быть обузой для родных и близких. Но если человек научился пользоваться тактильной тростью (у нас есть реабилитационный центр в Компанеевке, где мы учим слепых в том числе и этому), то это еще не значит, что он сможет передвигаться по городу. Мы ходим обычно по знакомым маршрутам, которые ноги знают, но и на этих маршрутах постоянно появляются какие-то новые препятствия.

Присутствующие на круглом столе рассказали про «ловушки для слепых», которые как будто специально расставлены по всему городу. Во-первых, это рекламные щиты, которые выставляют на тротуары перед магазинами. Андрей Кишовар говорит: «Если я сбил рекламный щит, упал, разбил колено, порвал брюки – значит, все правильно – я на тротуаре». Ямы на тротуарах, которые и для зрячих проблема, для слепых людей – катастрофа, особенно после дождя. Но еще большая проблема – кучи отсева, например.

– Когда ремонтировали дорогу на улице Пермской, где находятся наше общежитие, клуб, библиотека, то высыпали отсев кучами на тротуар, – рассказывает руководитель эстрадного кружка УТОС Александр Меркулов. – Для нас это катастрофа! Мы понимаем, что дорогу ремонтировать нужно. Мы не просим, чтобы у нас просили разрешение или согласовывали это с нами. Мы просим хотя бы преду­преждать нас заранее, чтобы мы могли предупредить людей, что в этот день лучше не выходить без сопровождения, и огораживали кучи отсева на тротуаре конусами, как огораживают место ремонта на дороге. Вы не представляете себе, сколько людей в этот день травмировались, пострадали, упали.

Такими же «ловушками» становятся машины, припаркованные на тротуарах, или ступеньки, вынесенные в пешеходную зону, необрезанные ветки деревьев, которые могут ударить по лицу, и т.п.

Александр Меркулов сам немного видит, поэтому он продемонстрировал зрячей части собрания фотографии особенно опасных мест в районах, где вынуждены ходить слепые. Самое опасное – это шиномонтажки на ул. Михайловской (Кирова) в районе Покровской, которые специально перегораживают тротуар воротами, чтобы было больше рабочей площади. Там и зрячему не пройти, а слепые люди вынуждены ежедневно ходить по этой улице – именно на перекрестке Михайловской и Фисановича находятся клуб и библиотека УТОС!

Также незрячие люди просят как-то решить проблему с отсутствием пешеходных зон возле «Сільпо» и «АТБ» на Пашутинской. По словам Меркулова, именно там покупают продукты большинство членов УТОС. То, что возле этих супермаркетов нет тротуаров, то есть фактически тротуары являются заодно и парковками, – проблема и для зрячих. Но только представьте, каково там человеку с белой тростью!

– В Украине прекрасное законодательство в части доступности, – говорит юрист УТОС Сергей Рокожица. – Но если бы оно выполнялось хотя бы на 50%!

Честно говоря, выступление юриста произвело на нас огромное впечатление. Сергей Владимирович называет номера и даты вступления в силу всех поправок к законам, постановлений Кабмина и указов Президента и тут же цитирует их по памяти. Несмотря на отсутствие зрения, он окончил юридическую академию и уже больше десяти лет работает юристом в УТОС – консультирует, помогает оформить документы и т.п.

– Конечно, я все помню, – удивляется Сергей Владимирович нашему вопросу. – Я же столько лет в этой сфере работаю. Если бы вы спросили у меня об уголовном праве, я бы, вполне возможно, вообще не смог вам ответить. А в своей сфере… Как учился? Когда я поступил в техникум в 1997 году, то у меня один глаз еще немного видел. В юридическую академию я поступал по квоте для инвалидов, но экзамены, конечно, все равно сдавал. А потом освоил шрифт Брайля, звуковой компьютер.

Это не особый дар. Незрячие люди учатся, работают, поют, занимаются спортом, читают книги. По словам Валентины Раевой, самое востребованное учреждение в системе УТОС – это библиотека. Читают и книги шрифтом Брайля, но больше сегодня, конечно, востребованы аудиокниги – не только художественные, но и учебники, и справочная литература. За книгами в библиотеку УТОС ездят люди со всей области.

Их жизнь была бы абсолютно полноценной, если бы они могли нормально передвигаться. При этом много слепые не просят: светофоры со звуковыми сигналами, звуковые сигналы на транспорте, доступные тротуары без ям и щитов хотя бы на тех улицах, где им приходится ходить постоянно: Пермская, Фисановича, Михайловская, Архангельская (по ней обходят шиномонтажки на Михайловской).

Присутствующий на круглом столе начальник городского управления транспорта Александр Вергун рассказал, что новые автобусы, которые скоро выйдут на маршруты, оборудованы так, чтобы подавать звуковой сигнал, когда открывают двери на остановке («говорящие автобусы» будут сообщать свой номер и маршрут тем, кто стоит на остановке, и название остановки тем, кто находится внутри). Что касается троллейбусов, то, когда их заказывали, этот момент просто не учли, но уже в декабре на них установят соответствующее оборудование. Сложнее, по его словам, повлиять на частных перевозчиков, которым принадлежат маршрутки.

Повлиять, может, и сложно. А если их просто попросить? Это ведь нетрудно. Все, чего просят незрячие, – чтобы, когда в маршрутке открываются двери, автоматически звучало, например: «№ 4, Жадова – Большая Балка» – этого будет достаточно.

Это мы, зрячие, придумали называть этих людей «с особенными потребностями» и «с ограниченными возможностями». Сами себя они называют «инвалидами», а ни о каких особых потребностях и ограниченных возможностях даже не вспоминают. Потребности у них самые обычные, а их возможности ограничивают только некомфортные тротуары и отсутствие звуковых сигналов, которые законодательно предусмотрены. А ведь это легко решаемые проблемы, правда?