Убийцы за рулем

16:23
1768
views

Огромное количество «пьяных» аварий всегда возмущало. По официальной статистике за 2017 год таких ДТП произошло более 6000, а вообще смертность на дорогах Украины составляет 106 человек на миллион жителей, а это практически в два раза больше, чем в среднем по Европе. Ежедневно в Украине в результате ДТП погибает более 10 человек. Еще не менее 100 получают тяжелые увечья. Но, даже если и «повезло» не попасть в аварию, потенциальные убийцы все равно представляют опасность для окружающих.

Наша область не отстает по этим показателям: только в январе этого года было выявлено 56 водителей, которые сели за руль в состоянии алкогольного опьянения. Пятьдесят шесть, к счастью, несостоявшихся аварий…

Хотя не всегда так получается. Вот совсем недавно, 4 февраля этого года, водитель автомобиля Skoda Octavia не справился с управлением и врезался в железный забор детского сада. Экспертиза показала одиннадцатикратное(!!!) превышение нормы алкоголя в крови. Происшествие состоялось около часа ночи. А если бы это произошло днем, когда дети гуляют во дворе садика?!

А 14 января на улице Вокзальной полиция остановила рейсовый микроавтобус «РУТА», который двигался по улице Вокзальной с технической неисправностью. В автобусе отсутствовали пассажиры. Во время общения с шофером патрульные заметили у него явные признаки алкогольного опьянения. Впоследствии это подтвердил и врач во время медицинского освидетельствования в Кировоградском областном наркологическом диспансере. Это вообще ни в какие рамки не лезет!

С каждым годом появляются всё новые и новые законопроекты, вносятся поправки в закон Украины, усиливающие ответственность водителей за вождение автомобиля в нетрезвом виде. Но, как нарушали, так и нарушают. На сегодняшний момент сумма штрафа и ответственность зависят от того, какой раз в этом году вы нарушили или попались полицейским на крючок. Если водитель впервые сел за руль в состоянии опьянения, то, согласно Административному кодексу Украины, предусматривается сумма штрафа в размере 600 необлагаемых минимумов доходов граждан, или 10 200 гривен, плюс изъятие водительского удостоверения на срок 1 год. Других вариантов «искупить вину» — нет, как это было ранее. При повторном нарушении в течение текущего года на водителя накладывается штраф в размере 20400 гривен и изъятие прав сроком на 3 года. Третье нарушение увеличивает штраф до 40 тысяч гривен и подразу­мевает лишение прав на управление автомобилем на десять лет.

Мировая практика предлагает два варианта решения проблемы: ужесточение наказаний и профилактика.

Во многих странах Европы само вождение в пьяном виде считается уголовным преступлением. В Испании посадят на срок до 2 лет, в Финляндии – до 4 лет. В Великобритании самые большие в Европе штрафы за нетрезвое вождение – 7200 евро, а в Германии водитель, попавшийся впервые, платит 500 евро, второй раз – 1000 евро, третье нарушение обходится в 3000 евро. Там установлено ограничение в 0,5 промилле, но водителям со стажем менее двух лет или не достигшим 21 года садиться за руль даже с небольшим содержанием алкоголя в крови категорически запрещено. Если произошла авария, наказание грозит при любом отличном от нуля содержании алкоголя. Злостных нарушителей заставляют за свой счет пройти экспертизу на пригодность к вождению, а стоит она около 500 евро. По результатам экспертизы водителя лишают прав либо направляют на переподготовку в школу вождения – это еще лишних 300 евро. Во Франции за вождение в нетрезвом виде грозят штраф и повестка в суд, при тяжких последствиях – 150 000 евро и 10 лет тюрьмы. Все автомобилисты Франции должны возить с собой алкотестер – им нужно пользоваться перед тем, как сесть в автомобиль. Отсутствие его в аптечке влечет штраф. В Дании у водителя, трижды пойманного на нетрезвом вождении, конфискуют машину. Строже всех с нетрезвыми автомобилистами обходятся власти Таиланда и Китая: здесь за «пьяное» ДТП грозит наказание вплоть до расстрела.

И у нас на сегодняшний момент уже раздаются голоса, требующие кардинального усиления ответственности за езду в пьяном состоянии. От лишения прав пожизненно до уголовной ответственности даже при отсутствии аварии. Нардепы, например, уже подготовили законопроект, по которому, если в случае аварии по вине пьяного водителя ее участники получили повреждения средней степени тяжести, виновнику будет грозить штраф в размере от 68 тысяч до 102 тысяч гривен, или исправительные работы на срок до двух лет, или арест до шести месяцев, а возможно, и ограничение свободы до трех лет с лишением права управления транспортными средствами до трех лет.

Выход ли это? Пока усиление наказаний мы видим, а уменьшения нарушений – увы, нет. Неужели пора перенимать опыт Таиланда и Китая?