Минздрав предупреждает, просвещает, закупает

14:03
1345
views

Реформа здравоохранения на марше: все еще и. о. министра Ульяна Супрун приехала на Кировоградщину и рассказала, когда пациентам станет намного проще, что должна обеспечить местная власть, есть ли в стране сыворотка от ботулизма и что делает ее ведомство для того, чтобы украинцы меньше занимались самолечением.

Не обошлось без программных демонстраций. Во время посещения «Центра первичной медико-санитарной помощи № 2» в Кропивницком, где как раз подписано больше всего деклараций – 13,5 тысяч, Супрун, например, вживую наблюдала, как мама со своим четырехлетним ребенком подписывала декларацию с врачом.

Об этом и. о. министра рассказала позже журналистам в пресс-центре CBN. В Кировоградской области уже «подписались» 240 тысяч человек, в областном центре – почти 100 тысяч (по неофициальной информации сотрудников горсовета – 32 тыс.). Показатели отвечают средним по Украине, медчиновникам можно вздохнуть свободно. Планируется, что до первого июля восемь медицинских учреждений первого уровня станут автономными, только тогда должна начаться первая волна переходов на новую систему финансирования – деньги пойдут наконец за пациентом. Пока – в амбулаторию, поликлинику или к семейному врачу.

«Железо» и люди

Пока у самих врачей есть вопросы и к сегодняшнему этапу – их мы адресовали госпоже Супрун непосредственно. В частности, есть нарекания к работе Медицинской информационной системы (МИС), не везде у врачей есть современные компьютеры и стабильный Интернет, и внесение одной декларации иногда занимает слишком много времени…

Как пояснила Супрун, «специально обученных людей», которые обеспечат техническую сторону вопроса на местах, у министерства нет. К тому же врачу не обязательно заниматься всем этим самому.

– Не нужно, чтобы врач был тем, кто заводит все данные. Может быть уполномоченное лицо, которое это делает, а врач может предоставить только цифровую подпись. Чтобы не перегружать врачей, когда есть задержка в системе или старое «железо», чтобы они не сидели часами и не делали этого, а чтобы администратор мог это делать. Но ответственностью местной власти и самого учреждения является то, чтобы были компьютеры, была сеть Интернет, которая может выдержать эту нагрузку, и чтобы все работало правильно, - подытожила и. о. министра.

Есть, впрочем, вопросы не только к технике, но и к выполнению распоряжений министерства конкретными людьми. Так, изданный несколько месяцев назад приказ МОЗ, который должен был упростить процедуру прохождения мед­осмотра ребенком перед поступлением в школу, похоже, как минимум, в отдельно взятых мед­учреждениях игнорируют.

– Талоны остаются, их нужно брать в 7 утра, есть тетради, родители реально дерутся в очередях к узким специалистам, - описала ситуацию для главы Минздрава одна из коллег.

Супрун, опять же, кивает на места – мол, именно здесь должны следить за выполнением приказов. Пообещала усилить работу с департаментами, говорить на селекторах.

– Но мы должны иметь терпение, чтобы учреждения, врачи, администраторы научились новому образу предоставления этих услуг, чтобы они перешли на новую систему. Я запишу, что это происходит… Намного проще станет, когда перейдем в полном объеме на электронную систему здравоохранения. Не будет бумажек, не будет всего того, что сейчас происходит, не будет журналов. Когда перейдем на новую систему финансирования, уже не будут всех гнать в одну поликлинику, а каждый из нас сможет пойти к своему семейному врачу, своему педиатру и получить эти справки как часть услуги, которая предоставляется бесплатно.

Просвещение

Конечно, не могли не поговорить о просветительской работе Мин­здрава. По данным опроса одного из телеканалов, самолечением в Украине занимается больше 90% населения, и это Ульяна Супрун намерена исправить. По ее мнению, одна из причин столь высоких показателей – недоверие к врачам. Мол, когда каждый сможет выбрать своего врача, которому он будет доверять, изменится и это.

Не пуская вопрос на самотек, Минздрав подает законопроект, чтобы ограничить рекламу лекарств на телевидении, радио и в газетах. А заодно проводит просветительскую работу, к примерам которой и. о. министра отсылает в том числе на своей странице в «Фейсбук». Ее действительно разбирают на цитаты – о том, что мочить Манту все-таки можно, как и сидеть на холодном, а поедание чеснока не помогает от глистов, сегодня знают уже гораздо больше украинцев, чем раньше. Вполне в просветительском духе прозвучал и ответ на вопрос о том, есть ли в Украине вакцина от ботулизма.

– В США – в три раза меньше случаев заболевания, чем в Украине. В Украине вместо того, чтобы говорить о моратории на проверки тех базаров, где все это происходит, и закрытии базаров или производства, где эти продукты производятся, все нарекают, что нет лечения от ботулизма. Ботулизм не должен быть в европейской стране. Если заболевание один-два раза произойдет, мы должны закрыть это производство или этот базар, арестовать тех людей, которые продают отравленные виды продуктов. Так же, как столбняк, – мы не должны болеть столбняком. А у нас все говорят, почему нет антитоксина или сыворотки. Почему дети не вакцинированы, когда в нашей стране есть полтора миллиона доз вакцин? А родители подделывают справки, не вакцинируют своих детей, а потом нарекают, что нет лечения от болезни, которая не должна существовать, - в частности сказала Супрун.

Сыворотка, впрочем, вроде есть. Даже государственную программу под ее закупки создали в прошлом году, правда, потом перебросили деньги на другое направление.

– Есть некоторые проблемы, - отмечает и. о. министра. - Большинство сывороток были российского производства. Мы сейчас не имеем доступа к производствам и не можем подтвердить, что те сыворотки, которые привозились, были безопасными. Через государственные закупки мы можем поощрять регистрацию сывороток в Украине. Большинство стран производят сыворотки только для себя и не продают в другие страны. В Украине еще 10 лет назад перестали производить сыворотки, а вакцины – 6 лет назад. Поэтому нам тяжело найти того, кто будет продавать сыворотки нам. Мы в этом году, как и в прошлом, получили как гуманитарную помощь те сыворотки, которые были нам нужны. Но в этом году уже есть государственная программа, и будем закупать их официально, они будут зарегистрированы в Украине.

Все есть/будет?

За кадром пресс-конференции поинтересовались, наладились ли наконец закупки медицинских препаратов, средств и т. д. через международные организации. Просто беда была со сроками в последние годы, буквально жизни под угрозу ставились, когда в кардиодиспансерах заканчивались стенты и прочие недешевые расходники например. Ульяна Супрун говорит, что все в порядке: в прошлом году, как и в 2016-м, как и в текущем, выделили на это 5,9 миллиарда. За прошлый год закуплены 97% лекарств, но поставки продолжаются до сих пор – приходят каждую неделю…

Фото CBN.