«АгроЭкспо-2018»: засуха, будущее, интернационал

13:41
1598
views

Пока лоббисты нефтяных корпораций продолжают спорить с «зелеными» о том, реально ли глобальное потепление, производители сельхозтехники в Украине адаптируют свои машины для работы в условиях засухи – таков абсолютно реальный запрос отечественного агрария.

Как и почему меняются аграрные технологии, которые сегодня используют на наших черноземах, что придет на очередную смену крестьянской лошадке завтра, чьи империалистические щупальца тянутся к карманам украинских латифундистов и откуда ждать «беды» уже в следующем году, ответы на эти и другие вопросы мы искали среди экспозиций самой большой в стране агротехнологической выставки.

В рост

– «АгроЭкспо» отражает изменения, которые происходят в отечественном агропромышленном секторе, – говорит со сцены церемонии открытия замминистра аграрной политики Ольга Трофимцева.

Это не реверанс, а констатация: сельское хозяйство в последние годы стало экспортной отраслью номер один в Украине, там крутятся огромные деньги. Как ее отражение, за четыре последних года выставка в Кропивницком выросла в пять раз по размерам, почти в десять по числу компаний-участниц и достигла в этом году рекордного количества посетителей – их за четыре дня в комплексе на Мурманской побывало около 35 тысяч.

– Благодаря тому, что наши аграрии имеют возможность получить информационную и технологическую поддержку, в том числе и на этой площадке, наше сельское хозяйство досконально меняется. Оно становится высокоинтеллектуальным, высокотехнологичным, – подчеркивает глава областной государственной администрации Сергей Кузьменко.

Как человек, аграрной тематике глубоко не чуждый, он определенно знает, о чем говорит. Изменения здесь видны повсюду, их можно увидеть и пощупать.

Наши

На стенде местного завода «Эльворти» (бывшей «Червоной зирки»), одного из наиболее массовых производителей посевной и почвообрабатывающей техники на постсоветской территории. Его уже теснят на домашней выставке, которая задумывалась как место с большим количеством дешевых площадей, чтобы небогатый оте­чественный производитель смог показать все, что есть. Сегодня 125 тысяч квадратов уже мало, чтобы вместить всех желающих. Потому показывали в основном новинки.

– Наши посевные машины и культиваторы мы переоборудовали под внесение жидких удобрений. Это было требованием наших аграриев в связи с тем, что засуха имеет место и сухие удобрения неэффективны, – говорит генеральный директор «Эльворти» Сергей Калапа.

Еще один ответ требованиям времени – культиваторы Polaris, которые «заточены» под обработку полей с защищающими почву от эрозии при минимальной обработке грунта пожнивными остатками. Это необходимость, потому что от «паров», которые оставляют на сезон вспаханными и незасеянными и на которых в основном работало предыдущее поколение культиваторов, сегодня практически отказались.

Завод «Эльворти» наряду с Харьковским тракторным заводом и «Лозовскими машинами» – участник уже традиционных скидочных акций на «АгроЭкспо»: минус 5%, если договор на покупку техники подписан на выставке, и минус 10% – если приобретена конкретная единица прямо со стенда. Хотя, по словам гендиректора, это не самоцель, на середину третьего дня выставили уже 25 счетов.

А вот модная нынче тема экспорта в Европу  – пока лишь перспективное направление, даже для отраслевых лидеров.

– Мы стали поставлять в страны ЕС больше, сейчас – в районе 7% от всего объема реализации, но сказать, что произошло какое-то существенное смещение, нельзя, рывка нет. Надо понимать, что продукт, который мы имеем, не совсем подходит под европейские требования. У них другие трактора, другие междурядья. Сегодня нужно адаптировать наши машины под те условия, а в дальнейшем уже можно системно продвигать, – говорит Калапа.

Среди прочих представителей отечественного сельхозмашиностроения на «АгроЭкспо» стоит отметить три новых машины «ХТЗ», восставшего из пепла после длительного кризиса благодаря инвестициям Александра Ярославского, который купил предприятие в 2016-м году. В модернизацию завода уже вложено 40 миллионов, за прошлый год он выпустил почти 800 единиц и вышел в «плюс». Представлены два колесных и один гусеничный трактор, которые были показаны в работе на нашей площадке.

Остальная самоходная техника – сплошь импорт, даже комбайн, который начали собирать в Херсоне, – белорусский.

Чужие

Впрочем, падение продаж в этом году, о котором мы говорили в другом материале номера, коснулось импорта даже в большей мере, чем национального производителя. Об этом говорит Михаил Крышко, коммерческий директор компании «Агроресурс» – дилера целого ряда мировых и украинских брендов. Именно она представляла на «АгроЭкспо» уже упоминавшиеся харьковские машины. А также тракторы и комбайны глобальной New Holland, прицепную технику Lemken, Great Plains, Gaspardo, Kuhn, Bednar, французские опрыскиватели Tecnoma и не только. Соответственно, в компании к имиджу относятся более чем серьезно и акцентируют на том, что именно ее экспозиция является наибольшей на выставке с первого года ее проведения.

– Да, в прошлом году был не лучший урожай, – констатирует Крышко. – Все игроки аграрного рынка это на себе почувствовали, по крайней мере, по технике, потому что посевной материал ты никуда не денешься, купишь, и средства защиты растений. Хотя тоже экономили, раньше, возможно, покупали дорогие, сейчас купили более дешевое что-то (может, именно поэтому в сельской местности люди и пчелы в сезон травились в этом году по всей Украине. – Авт.). На технике клиенты экономят в первую очередь – можно отремонтировать старую единицу, а не покупать новую. Все почувствовали падение. Хотя, я скажу так, по отечественной технике более-менее неплохая ситуация, потому что действует государственная компенсация, и в целом цена более демократичная, чем на импортную. Есть бренды, где продажи на уровне прошлого года, есть, где падение. Я надеюсь, что мы где-то плюс-минус по фирме выйдем на показатели прошлого года.

Дилер еще одного крупного мирового игрока – американской John Deere, производящей широчайший спектр спецтехники, – отмечает на украинском рынке и другую тенденцию. Можно сказать, противоположную, и даже вполне европейскую.

– Нам в этом году очень интересно представить средние и малые трактора. Это машины, на которых мы сфокусировались в последние полтора-два года. Появился новый сегмент клиентов, которые хотят работать на высококачественных машинах, у которых небольшое количество земли, но они готовы инвестировать. Для нас было откровением, когда машины мощностью 110 лошадиных сил были проданы в хозяйство, обрабатывающее 60 гектаров земли, – говорит Владимир Пинчук, генеральный директор компании «Ландтех».

По его словам, это говорит о том, что в Украине формируется класс малых фермеров, которые по-настоящему ценят свои вложения, понимают, что скупой платит дважды. Именно поэтому весьма дорогие «американцы» уже сегодня составляют в этом сегменте конкуренцию доступному Китаю.

Как одно из подтверждений тренда – конференция в рамках деловой программы «АгроЭкспо», собравшая несколько сотен участников со всей страны и посвященная как раз эффективному производству на малых площадях. Разведению улиток, аквакультуре, выращиванию нишевых ягод и зернобобовых…

Умная ферма

Показали себя и другие предвестники знаковых изменений, объявляющих о приходе всего цифрового, информационного и беспроводного «на землю». Тот же Пинчук утверждает, к примеру, что спрос на системы точного земледелия, которые предлагает John Deere, растет и в Украине.

– Мы надеемся, что за ними будущее, – говорит он. – Мы еще не расцениваем этот процесс как бизнес-направление, для нас пока это процесс формирования клиентского спроса. Для того, чтобы люди начали его использовать, надо как минимум научить их правильно использовать. Сейчас идет процесс обучения.

Машина идет по полю и автоматически без проводов передает информацию об обработанной площади, норме высева, о том, на каких оборотах, с какой нагрузкой, на какой мощности она работает. Эффективность использования передаваемой информации постоянно растет, по ней сегодня можно построить карты продуктивности полей, выделить более и менее продуктивные участки и в зависимости от этого выбрать стратегию.

Отголоски так называемого Smart Farming, «умного» сельхозпроизводства, основанного на применении современных информационных и коммуникационных технологий, были в этом году слышны повсюду.

В излюбленной нецелевым посетителем фотозоне – животноводческой экспозиции «АгроЭкспо», помимо племенной скотины, презентовали программное обеспечение для расчета себестоимости прироста поголовья. А Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея Ли Янг Гу, накануне старта выставки открывавший в Кропивницком совместное производство беспилотников, говорил о потенциале Smart Farming, который его соотечественники в перспективе хотят показать на примере тепличного хозяйства в Кировоградской области.

«Сюда иди!»

Сотрудничать в аграрной отрасли сегодня хотят многие. Глава ОГА Сергей Кузьменко за пару дней до выставки общался с представителями Китая, готовыми инвестировать в животноводство. Замминистра Ольга Трофимцева по дороге сюда встретила атташе посольства Канады – он тоже к нам. Плюс делегация из Словакии. Плюс турки, о которых отдельный разговор.

Есть в мире такой вид бизнеса, как «оптовое» привлечение компаний-участников на отраслевые выставки. В этом году на «АгроЭкспо» пришла одна из таких – турецкая HAGE GRUP. Заняли часть зала прямо у главного входа в крытый корпус и выставили там целый куст турецких производителей – гидравлики, оросительных систем, мукомольного и элеваторного оборудования.

– Украина – большой аграрный рынок, и Кировоградщина – его центр, – поясняет свой интерес генеральный менеджер HAGE Мухаммет Али Калкан. – Мы попробовали другие выставки в Киеве, поняли, что нам это не подходит. Посетителей очень мало, и они не очень «качественные». Здесь мы видим фермеров, аграриев, это для нас хороший потенциал. Я думаю, мы нашли хорошую выставку. Все наши клиенты нашли дилеров, некоторые из них продали свои машины, и они очень довольны. В следующем году мы привезем не только турецкие компании. Испанцы, итальянцы, индусы, китайцы – мы всех их привезем. У нас много агентов в 15 странах, все они будут «продавать» вашу выставку, и в следующем году международных участников будет больше.

Фото Павла Волошина, «УЦ».