Андрей Райкович: «Транспортные проблемы должны решаться на 10-15 лет»

14:31
0
528
views

Ремонт так называемого полтавского моста, который сейчас создает транспортные неудобства для жителей Кропивницкого, и строительство новой арки под железнодорожным мостом по улице Николая Левитского (бывшей Колхозной), которое за ним следует – часть большого плана по созданию новой дорожной системы города.

 

В ней не будет тупиковых направлений, зато будет возможность охвата целого ряда сегодняшних медвежьих углов маршрутами коммунальных троллейбусов и автобусов, утверждает мэр областного центра Андрей Райкович.

 

Неудобство или катастрофа

Путепровод на переулке Объездном, он же мост над железной дорогой между Полтавской и аэропортом, был построен в 1968-м, в этом году ему как раз исполняется 50. Уже десять лет как истек срок, в который мост должны были капитально ремонтировать, и руки до этой работы пришли только в нынешней каденции городской власти.

– За годы строительные конструкции оголились – это железобетон, бетон частично отпал, железо обнажено, подвергается воздействию ржавчины, теряется несущая способность. Поэтому возможны аварии, – констатирует Райкович. – Сейчас будет полностью восстановлен бетон, использованы современные инженерные решения по безопасности эксплуатации моста – демпферные гасители под ригелями и тому подобное. Будут сделаны дорожное покрытие, тротуарная часть, ограждение, необходимое по технике безопасности, ведь внизу проходит железная дорога с контактной сетью.

Но это только первая «очередь». Вторая – переулок Объездной до Дальневосточного кладбища станет транспортным. Мы эту дорогу будем вводить в ремонты в следующем году, она сложная, но маршрутные такси и коммунальные автобусы среднего класса там проедут. Они будут обслуживать Большую Балку. С Балки мы будем добираться в город за 15 минут мимо Дальневосточного кладбища, по Объездному – и, пожалуйста, автовокзал.

Кропивницкий отличался тем, что многие направления были тупиковыми, не было закольцованности. Еще в советский период это планировалось исправить, но у коммунистов не хватило времени.

 

Автономный ход

По словам городского головы, основополагающая идея, которой подчиняется не только упомянутый проект, но и вся совокупность дорожных ремонтов и строительства в городе в последние годы – именно в создании нового качества движения общественного транспорта.

– Мы взяли главное направление – развить общественный транспорт, привести его в порядок. Около 70 миллионов гривен идет на капитальные ремонты, плюс текущие – приблизительно 100 миллионов в целом пойдет до конца 2018-го на ремонт дорог. 75 миллионов было в 2017 году.

Для чего это делается? Чтобы общественный транспорт обеспечил регулярный и качественный подвоз людей к объектам социальной инфраструктуры – амбулатории, детскому саду, школе, ЦНАПу, центру предоставления социальных услуг и так далее.

Перспектива к концу следующего года, по Райковичу, – 50 троллейбусов и 30 автобусов, которые будут работать в городе. Но для этого надо совсем другого качества и дороги, и транспортные развязки.

– Мы работаем сейчас уже в финальной фазе с Европейским банком реконструкции и развития (по закупке 30 новых троллейбусов. – Авт.), к концу этого года у нас должны быть 5 троллейбусов с автономным ходом, которые мы берем в лизинг. Мы проверяем, как они работают на наших линиях, и сразу на выходе – подписание договора с ЕБРР.

В Кривом Роге или Днепре было бы хуже, там большие расстояния, а здесь мы на 10 километров проехали в одну сторону и вернулись, снова под провода, зарядились и снова на круг поехали.

Это выгоднее и гораздо быстрее, чем тянуть новые провода и строить новые подстанции. Это колоссальные деньги. Один троллейбус с автономным ходом стоит 200 тысяч евро примерно, 7,5 миллионов гривен. А подстанция, которых надо пять для того, чтобы, например, обеспечить движение электротранспорта по Яновского, проехать по Кропивницкого и выехать на Полтавскую, одна стоит миллион евро. Плюс медных проводов бог знает сколько.

 

Новые направления

На маршруте, о котором идет речь, уже в ближайшее время должны начаться дорожные работы. На них в 2018-м предусмотрено 3 миллиона гривен, закончить должны в следующем году.

– Часть улицы Кропивницкого, которая от Полтавской, – широкая, классная, ее начали строить (при СССР. – Авт.), но, опять же, не хватило духу. А уже в постсоветский период эту прямую застроили частными домами. К большому сожалению, теперь уже невозможно сделать так, чтобы движение было в три ряда в обоих направлениях, но у нас будет дорога в семь метров там сделана. Будет двустороннее движение в один ряд. Для этого место есть.

Дорога для легкового и общественного транспорта, она будет закрыта для проезда грузовых машин. Мы обеспечим проезд от 3-й поликлиники по Кропивницкого на Полтавскую. Мы пустим туда маршрут нового беспроводного троллейбуса. Он будет работать от железнодорожного вокзала до старого автовокзала, там он опустил контакты и поехал по Яновского, затем по Кропивницкого до 3-й поликлиники и дальше, на Полтавскую, снова подключился к сети и поехал – до нового автовокзала и, возможно, дальше, до Лесопарковой.

Такую же семиметровую дорогу заканчивают на улице Тютюшкина (бывшая Бабушкина) на Новониколаевке. Начало строительства там сопровождалось протестами части местных жителей, которые опасались разрушения собственных домов из-за возможного движения тяжелого грузового транспорта.

Параллельно в микрорайоне капитально ремонтируют часть Братиславской, в ближайших планах мэрии – капремонт на Краснокутского (бывшая Куйбышева), части Авиационной, Севастопольской, которая будет собирать воду при дождях, таянье снега и отводить ее в Ингул. Логике оздоровления маршрутной системы общественного и не только транспорта, по словам городского головы, подчинен еще целый ряд начатого и запланированного.

– Для этого и Большая Пермская, для этого и Горный – по кольцу, чтобы проехать через поселок, для этого и маловисковское направление сделано в сторону поселка Нового, для этого Лелековка, для этого улица Короленко делается.

Кроме того, мы ведем сейчас проектирование моста, который будет соединять Старую Балашовку с Лелековкой, у старого Лелековского кладбища. На следующий год будет начало строительства, и в 2020 году – ввод в эксплуатацию. Люди смогут быстро и свободно со Старой Балашовки доехать до больницы скорой помощи, ко всем другим объектам и центральной части города.

Это позволит Старой Балашовке, как и Большой Балке, стать не окраиной, тупиковыми микрорайонами, а расстроиться как нормальные, престижные районы города. Так же, как и Новониколаевка после ввода в эксплуатацию этой дороги, которая изначально была скандальной. Вы увидите, что цены на недвижимость там существенно возрастут. Потому что по этой дороге пойдет маршрутное такси, поедет автобус…

 

Уже в декабре?

Первые пять «беспроводных» троллейбусов изготавливают для Кропивницкого как раз сейчас. Этот процесс, рассчитанный ориентировочно до конца года, может быть ускорен, считает Райкович.

– Есть задача соответствующим специалистам проработать с поставщиками, чтобы, возможно, раньше закончить производство, и обеспечить транспортное сообщение Лесопарковой и других районов, где сняли электрические линии. Это актуально, потому что капитальный ремонт путепровода («полтавский мост». – Авт.) по графику работ растянут на три месяца. Если такая возможность будет, то они заработают до нового года.

Сейчас троллейбус разворачивается на площади Дружбы Народов, а тогда будет отсоединяться от сети, проезжать мост – его часть будет постоянно открыта во время ремонта, снова подключаться к контактной сети и ехать дальше до Лесопарковой.

 

«Длинная» перспектива

Не с первого раза из-за не всегда понятной активности отдельных контролирующих ведомств, но наконец-то прошел и тендер на выполнение работ по реконструкции транспортной арки на бывшей Колхозной, пропускная способность которой должна в результате вырасти минимум вдвое.

– Есть победитель, он уже начинает прежде всего переговорные работы, связанные с изготовлением металлических конструкций – это самое главное (металлические трубы соответствующего размера и качества производят за пределами Украины, в частности в Польше. – Авт.). Реконструкция арки начинается. 25 миллионов будет освоено в этом году и еще 25 – может, больше, – в следующем. Это не новое строительство на пустом месте, это работы, связанные с демонтажем и т.п., могут быть непредвиденные расходы, – отмечает Райкович.

Расширение дорожного полотна – на следующий год среди других работ.

– Не менее 80 миллионов планируем выделить в 2019 году на ремонты дорожного покрытия. Но у нас главное направление, магистральная улица Короленко, уже будет сделана. Она нам будет стоить 35 миллионов гривен. Это исключительно деньги городского бюджета, даже не из Дорожного фонда, не кредиты, не ссуды. Транспортные проблемы должны решаться разово – и потом не существовать в течение 10-15 лет. Поэтому сейчас такое внимание и необходимость привлечь европейские средства на покупку троллейбусов, вторая программа связана с реконструкцией системы теплоснабжения. Мы бережем финансово-кредитные ресурсы, чтобы использовать на теплосанацию, полную модернизацию коммунального хозяйства города в новую систему отопления. Это подготовка к будущей жизни, дело не одного месяца, не одного года.

Андрей Трубачев

Андрей Трубачев

Ведущий обозреватель «УЦ», шеф-редактор Интернет-издания «весь Кіровоград».