Ні зради, ні перемоги

15:54
1314
views

Мы будем бороться за мир до тех пор, пока камня на камне не останется.

 

Все проблемы в сторону – осеннее похолодание, начало отопительного сезона, скачки курса в обменниках, сезонные эпидемии, цены на продукты, кризис всех ветвей власти, разгул криминала и так далее. Даже закон о продаже земли на полшага отошел на второй план. В центре внимания – формула Штайнмайера. И это объяснимо – ее имплементация может иметь самые непредсказуемые последствия.

Формула Штайнмайера – это не жесткое «E=mc2», это алгоритм прекращения военного конфликта на Донбассе. Который устанавливает последовательность узловых точек на пути к миру. Полное прекращение огня, разведение войск, обеспечение безопасности, проведение местных выборов по специальному закону Украины и вступление в силу закона об особом статусе Донбасса. И это практически все. Заметьте, здесь не обозначены ни вывод российских войск, ни передача неконтролируемого участка границы, ни другие важные моменты. Почему? Просто тогда, в 2016 году, именно такой формат урегулирования конфликта на востоке Украины, предложенный герром Штайнмайером, стал компромиссом, который удовлетворил Порошенко и Путина.

Сегодня реализацию формулы Штайнмайера активно поддерживают политические лидеры Франции, Германии и Великобритании. Дональд Трамп вряд ли что-то слышал о формуле Ш., но свою позицию сформуливал достаточно четко, обращаясь к Владимиру Зеленскому: «Вы встретьтесь с Путиным и решите вашу проблему». Конфликт Украины и России надоел всем – каждый день приносит человеческой цивилизации новые и новые проблемы, экологи и астрономы грозят скорым концом света, а тут, практически в центре просвещенной Европы, противостоящие стороны лупят друг в друга смертоносным железом. И кого, кроме нас с вами, в мире интересует, с чем выйдет Украина из затяжного конфликта: с особым статусом Донбаса, с федеральным укладом, да хоть рассыпавшись на мелкие части? Пофиг всем, включая ближайших соседей – Польшу и Беларусь! Значит, Украина, давай сама, сама, сама…

Около 60% населения Украины – за немедленное прекращение войны. Против реализации плана Штайнмайера национал-патриотические и националистические силы. Они не верят в договороспособность России и, уж тем более, не доверяют руководству самопровозглашенных республик.

Признаюсь честно: я тоже не очень-то верю в реализацию в обозримом будущем мирного плана, предложенного в Минске. Слишком много субъективных факторов, слишком много возможных вариантов блокирования мирного процесса. Некоторые вопросы выглядят просто неразрешимыми. Например, амнистия участникам вооруженного противостояния со стороны ОРДЛО. Я понимаю, как реинтегрировать и отстроить Донбасс, как наладить торговые связи и разминировать минные поля, но как реинтегрировать людей в единую Украину – не представляю.

Пример многолетнего активного противостояния Палестины и Израиля доказывает, что конца-края таким войнам нет и рассчитывать на блиц-пис не стоит. По сути, мы наблюдаем все те же дипломатические танцы на публику, бесконечный марафон, в котором загнанных лошадей не пристреливают, а дают «отдохнуть» на войне.

Напомню, что Минские соглашения де-факто остановили российское вторжение в 2014 году и дали возможность провести встречу «нормандской четверки». Уверен, что вся эта шумиха с подписанием Украиной формулы Штайнмайера затеяна исключительно для проведения новой встречи президентов. Наверняка Владимир Зеленский рассчитывает наладить постоянный личный контакт с Владимиром Путиным и попытаться согласовать новую, более реальную формулу мира.

Есть восточная поговорка: «Один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят». Нам всем хочется знать в подробностях, как Донбасс вернется в Украину. Вот в чем я абсолютно уверен: этого сегодня не знает никто. Ни Зеленский, ни Путин, ни даже Рабинович. Есть два пути – идти мелкими шажками вперед или, отстреливаясь, сидеть и ждать. Чего ждать? Ну как же, вы же помните: «За двадцать лет, – сказал Ходжа Насреддин, – кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт – или эмир, или ишак, или я».

Ефим Мармер, «УЦ».