Приметы начавшейся избирательной кампании в Украине

20:05
1990
views

Этой весной в среде политического бомонда одной из самых модных является фраза «Президентские и парламентские выборы уже начались». На самом деле отличить, где в украинской политике традиционное весеннее обострение, а где элементы грядущих выборов, довольно сложно. Мы решили привлечь экспертов.

Перечислите, пожалуйста, приметы начавшейся избирательной кампании в Украине.

Дмитрий Разумков, политолог:

– Весна – это время не только для прогулок по парку. Особенно в Украине. Особенно в 2018-м году. А всё потому, что всего через год в нашей стране пройдут как президентские, так и парламентские выборы. Хотя экспертное сообщество в этом вопросе иногда торопится впереди планеты всей – некоторая активность ряда депутатов и правительства расценивается как начало предвыборной гонки. Но так ли это на самом деле?

Ни для кого не секрет, что украинцы на выборах голосуют не умом, а сердцем. Проще говоря, кто красивее пообещает, за того и проголосуем. В этом контексте наши политики не стесняются разбрасываться желанными нами обещаниями, которые исполнять они не слишком собираются. К примеру, бросающиеся в глаза заголовки «Президент пообещал в мае закончить АТО». Согласитесь, в это очень хочется поверить. Но если начать вникать в суть, то АТО, и правда, кончится, но вместо него на востоке нашего государства будет начата другая операция.

В контексте обещаний завершить войну популизмом занимается почти каждый политик. Ведь, согласитесь, с трибуны Верховной Рады, на всевозможных политических ток-шоу многие известные политики, которые наверняка примут участие в выборной гонке (а может, и гонках), кричат о том, что у них есть стопроцентный план по освобождению Донбасса. Сразу возникает вопрос: если этот план действительно есть, почему его никому не показывают? А нет: вы выберите меня, а потом уже поговорим о том, как Донбасс освобождать.

Кроме того, ряд политиков (в том числе даже Президент) сейчас активно начали заниматься открытиями всё новых и новых объектов – детских садов, школ, больниц и так далее. Вот меньше 2-х недель назад Президент лично побывал на открытии детского сада на Ровенщине. Выглядит это немного странно: на такое мероприятие стоило бы отправить (и это было бы вполне логично) народного депутата этой области или главу ОГА. Открытие садиков – это не то, чем должен заниматься Президент. Почему первые лица государства делают такой колоссальный упор на подобные поездки? Ответ прост – «хвастаться» особо больше нечем.

В завершение хотелось бы добавить, что не очень верится в возможность проведения досрочных выборов в Украине, и столь бурную весеннюю активность наших государственных мужей не стоит связывать с этим. Есть хорошая поговорка: «Следующая избирательная кампания должна начинаться на следующий день после завершения прошлой». Наши политики решили пойти немного по другому принципу – «Лучше поздно, чем никогда» – и начали проявлять свою политическую активность за год до ориентировочной даты выборов. Посмотрим, что из этого выйдет, однако, надеюсь, когда бы ни произошли выборы, мы наконец начнём голосовать умом, так как горьким опытом голосований сердцем мы уже научены сполна.

Александр Гавриленко, общественный деятель:

– Анализировать политический рынок необходимо не по внешним признакам (цветение подснежников или визиты партийных бонз в регионы), а простыми методами математической статистики, которые свидетельствуют о несистемных телодвижениях «основных» игроков и лихорадочном желании «остальных» быть «в игре». К сожалению, в Украине сейчас нет ни одной идеологической партии – исключительно бизнес-проекты, преследующие цели своих кукловодов!«Верующие» могут потребовать доказательств – пожалуйста, пусть ответят на ключевые вопросы, определяющие текущую ситуацию.

– Регистрируют ли политические партии новые «первички« (главнейшая задача любой партии)?

– Развиваются ли эти самые «первички»?

– Сколько и каких именно рекламных площадей уже заказано?

Ответ очевиден – НЕТ! Что свидетельствует только лишь о традиционном «гарцевании» вокруг неопределившегося электората, но никак не о СТАРТЕ избирательной кампании. Скорее, это лишь легкая рекогносцировка местности.

Александр Дануца, политик, журналист:

– Элементов неформального старта избирательных кампаний несколько. Это и в разы участившиеся социологические исследования, и резко размножившиеся разного рода политические эксперты. Все чаще стали мелькать политлица на билбордах и в телевизорах. Ну и, конечно, начались вояжи будущих кандидатов по регионам.

Руслан Стадниченко, политолог:

– Поява весняного настрою лише в квітні явно не пригальмувала поведінкових реакцій у середовищі українського політикуму. Основні «електоральні мисливці» вже по повній ведуть політичну пропаганду, і, відповідно, поки одні готують «прокламації щасливого майбутнього», інші загострюють свої «ножі нищівної критики».

Очевидно, що політична історія незалежної України – це історія протистоянь по лінії ВЛАДА-ОПОЗИЦІЯ, саме тому передвиборчі тенденції формуються в такому форматі. Влада здійснює нововведення, опозиція – критику, влада націлена на результат, опозиція – на саботаж. Приміром, ставлення й участь політичних сил у реформі децентралізації. Для влади – це один із прикладів ефективного менеджменту та перехід на європейські засади управління територіями, для опозиційних сил – спроба перевірки своїх сил на виборах в ОТГ. Варто відмітити, що в нашій області децентралізація проходить досить успішно й найближчим часом відбудуться вибори ще в трьох ОТГ (Дмитрівська, Приютівська, Новопразька). Не випадково президентська сила нещодавно провела масштабний загальнообласний з’їзд для офіційного висунення своїх кандидатів на Кіровоградщині.

Разом з тим у межах держави відчувається активізація політичних партійних структур. Проявляється це як у появі голів і спікерів партій на шпальтах газет і на голубих екранах, так і в тривалих турне по регіонам (політичні гастролі Ляшка, Гриценка, Киви та інших). Слід відмітити й спроби радикалізувати ситуацію з боку деяких топових політиків, наприклад, Юлії Тимошенко, яка володіє реноме найбільш професійного критика будь-якої влади.

Щоправда, українська політика дійсно не завжди піддається логічному аналізу, і тому нам залишається описувати її за допомогою прикмет. Наприклад, пізня весна зі снігом могла б позначати ранній старт зовнішньої реклами, або сезонний приліт птахів – початок гучних політичних скандалів… І хоча орнітологія й клімат не мають прямого впливу на поведінку та настрої політичного істеблішменту, очевидно, що деякі прикметні зв’язки все ж проявляються.