С потеплением и календарной весной на Кропивницкий надвигается новый сезон строительства и ремонтов. Между тем обильные в этом году снега наконец-то уходят из города, оставляя ямы в асфальте и специфический запах скандала. Из некоторых микрорайонов мусор не вывозили по три недели.
Что в мэрии думают делать со снегом, ямами и мусором, когда станет безопаснее на печально известных «Пантерах», в какие сроки должны уложиться с рядом анонсированных в прошлом году строек, отвечает городской голова Андрей Райкович.
Чтобы не били
В первом полугодии должен быть сдан жилой дом на Жадова, построенный на средства городского бюджета, на 54 квартиры. Это жилье, которое могут получить те, кто десятилетиями состоит в квартирной очереди. Дальнейшие планы – раз в два года сдавать по столько же. Другой значимый объект – центр предоставления административных и социальных услуг напротив краеведческого музея – должен быть закончен в третьем квартале.
– Контроль должен быть системный и постоянный. Из одних и тех же материалов можно совершенно по-разному сделать. Каждую неделю там проводятся совещания, проверяется качество, особенно качество выполнения так называемых скрытых работ. Нужно заложить большое количество кабельно-проводниковой продукции, там будут серверы, компьютерное оборудование. Это высокотехнологичное помещение, не просто зал для общения. Меняют систему отопления, окна, сейчас – фаза установки панорамных лифтов, чтобы граждане, в том числе и с ограниченными возможностями, могли свободно попасть на любой этаж. Кроме того, управление архитектуры разрабатывает план реконструкции прилегающей площади.
Пилотное название проекта – Музейная площадь, по замыслу она должна стать зоной культурного променада горожан. Пока это место, известное, как «Пантеры», имеет плохую репутацию. Только недавно там произошло избиение нескольких подростков толпой других в полтора десятка особей. По мнению городского головы, выводы должны сделать в первую очередь правоохранители.
– Речь и о патрульной полиции, и о городском отделе Национальной полиции. Вопрос резонансный, находится на контроле Главного управления в области, в центре города будут усилены количественно и качественно патрулирование и контроль за правопорядком. Кроме того, мы продолжаем внедрять систему «Безопасный город», в этом году также установим достаточно большое количество видеокамер. Установка видеонаблюдения на «Пантерах» запланирована до реконструкции площади.
Еще один вызов из этого ряда прозвучал в поселке Новом, где неизвестные разбили окна в новом коммунальном автобусе. Райкович обратился через СМИ ко всем неравнодушным с просьбой помочь найти вандалов.
– Я уверен, что люди это сделают. Потому что разрушают имущество общины, а не мое лично. Мне кажется, что это проявление глупости, хулиганские действия. Я не хотел бы верить, что это кто-то сделал из конкурентных соображений. Поймаем негодяев, и все прояснится.
Снова в дорогу
Городская власть продолжает делать для коммунального и частного транспорта то, что должна, – дороги и развязки, уверяет ее руководитель. Говорит, бюджет принят, деньги заложены, как только среднесуточная температура достигнет плюс пяти и выше, подсохнет грязь, начнутся земляные работы на улице Кропивницкого между Гагарина и Полтавской. Дорогу должны ввести в эксплуатацию в этом году, по ней поедут троллейбусы с автономным ходом, которые горожане увидят на улицах в ближайшие недели.
Собственно Полтавскую планируют избавить от узкого места между площадью Дружбы народов и аэропортом. Цена вопроса – около 50 миллионов.
– Сейчас, отремонтировав улицу Короленко и «полтавский» мост, мы широкой магистралью должны дойти до площади Дружбы народов. Место для этого есть – при проектировании городской застройки и привязке жилых домов были предусмотрены большие зазоры.
Только погоды ждет окончание реконструкции двух улиц на Новониколаевке – Тютюшкина, где в прошлом году уже положили большую часть тротуаров и дорожного полотна, и Братиславской, где переложили коммуникации. Новая логистика в микрорайоне «танцует» вокруг, наверное, наиболее обсуждаемого объекта из начатых – арки. Сейчас под ней меняют канализационные сети на современные, пластиковые, в апреле остановят железную дорогу для главной фазы монтажных работ.
– Не более чем на 20 дней – больше железная дорога нам не дает «зазор», и нам он не нужен. Это промышленная зона, мы можем себе позволить работать там в три смены. В сентябре будем вводить объект в эксплуатацию. Сейчас положим главную трубу, организуем второй проезд, восстановим движение поездов, затем следует закрепить склоны, соединить историческую и новую арки так, чтобы это было эстетично. Далее дорожное полотно нужно построить заново. По сути, там будет две улицы с односторонним движением вместо одной с двухсторонним. По бывшей Колхозной через старую арку будет идти движение вниз от летной академии, наверх транспорт будет подниматься через новый проход. Никому никого не надо будет пропускать, и не будет никаких заторов.
Мусор, снег, ямы
Заторы совсем иного рода наконец ликвидированы – ситуация с вывозом мусора в городе выровнялась, но вопросы к монополисту «Экостайл» остались.
– Они готовятся к отчету на исполкоме и на сессии горсовета. Если отчет не удовлетворит депутатский корпус, будем думать, как исправлять ситуацию за счет коммунального предприятия. Если бы работало своевременно, бесперебойно, 10–12 мусоровозов, системно обновлялся бы контейнерный парк, проблем бы не было. Сейчас работает 6–8 автомобилей, говорят, что этого достаточно, но, как показывает практика, это не так. Есть сложности, стоимость специализированных автомобилей около 3 миллионов, не меньше. Плюс контейнеры. Те, что есть, принадлежат «Экостайлу», если город разорвет с предприятием отношения, они будут убраны. В эту систему надо инвестировать 80–90 миллионов гривен для того, чтобы организовать эффективное хозяйствование. В бюджете мы не предполагали эти средства.
В отношении первопричины – снежных заносов – из событий этой зимы также сделаны выводы, уверяет городской голова. В том числе касательно пополнения парка коммунальной техники.
– Нам нужна мини-техника, которая эффективно убирает тротуары, в первую очередь возле школ, поликлиник, в центральной части города, там, где насыщенный трафик, где административный центр. И мы в зиму 2019–2020 годов войдем с этой техникой. Пока планируем купить три, до двух миллионов гривен такая машина стоит – зависит от мощности и технической комплектации. Нужна и дорожная снегоуборочная техника, погрузчики.
Вскоре на улицы должна выйти уже приобретенная городом специальная машина для «капсулирования» ям, которые кое-где оставляет за собой на дорогах сходящий снег.
– Ей нужна температура плюс пять градусов, иначе раствор не пристанет. Как только поднимется температура, мы начинаем эту работу. Пока закрываем сухим асфальтом. Этот материал только сейчас начали в Украине выпускать для выполнения дорожных работ в экстремальных условиях. Уже со вторника (19 февраля. – Авт.) должны приступить к ямочному ремонту, чтобы как можно меньше разрушать существующее дорожное покрытие. Это важно, избыточных средств на его полную замену нет. В перспективе нам нужен коммунальный асфальтный завод, который был бы в собственности города, работал на его интересы, возможно, даже не всегда прибыльно. Сейчас асфальтовую смесь надо покупать, привозить из Киевской области. Нам не надо сотни тонн, нам хватило бы 10 тонн за смену, чтобы ремонтировать эффективно, не допускать, чтобы разбивались дороги. Мы на стадии поиска технологического решения. В Украине такое производственное оборудование не делают, ищем в Европе. Надеюсь, что к весне 2020-го выйдем с готовым решением.
Перше СЗЧ: як військовим повернутися до служби без кримінальної відповідальності? Пояснюють...