Еще одна трагедия всколыхнула Кировоградщину, а благодаря программе Алексея Суханова «Говорить Україна» – и всю страну. Сразу оговоримся, что построенная на трешевых темах программа, выходящая на канале «Украина», – это шоу с соответствующей технологией нагнетания эмоций благодаря подбору участников и экспертов, монтажу, перебивкам, состоящим из нарезок определенных кадров и слов, а также намеков, вопросов или предположений, с уточнением шокирующих подробностей. Но, тем не менее, информации к размышлению в ней много.
Напомним, что речь шла об убийстве 16-летней Виктории Макаренко, которая пропала в селе Кетрисановка Кропивницкого района в ночь с 14 на 15 августа этого года, а 18 августа в заброшенном колодце было обнаружено ее тело… Дополнительное напряжение программе было обеспечено участием родных, то есть отца – Евгения Макаренко и его супруги Оксаны Гребенюк, которые воспитывают 5 детей, включая и погибшую девочку. Отец не скрывает слез, когда рассказывает об исчезновении дочери, которое уже само по себе является и тайной, и ответом на многие вопросы.
Дело в том, что Виктория фактически убежала ночью из дому через окно уже после того, как вся семья легла спать. Это говорит о том, что дети часто находятся как бы в параллельной реальности, по сравнению с той, в которой существуют родители. Об этом говорят и все обстоятельства, которые узнали журналисты программы. Получается, что погибшая Виктория входила в круг таких же подростков, за исключением одной старшей, 19-летней матери-одиночки, где общение происходило по другим правилам, где они занимались своим досугом и строили отношения, как говорят, совсем не по-детски. Ее друзьями и, возможно, непосредственными участниками трагедии были местные акселераты, о жизни которых родные или не знали, или не придавали значения, или воспринимали все, как должное.
Хотя родители участников программы и говорят, что знали своих детей, на самом деле это далеко не так. Получается, что для погибшей ценностью была не семья, а друзья, что авторитетами были не ее отец, не говоря уже о неродной матери, а компания подростков, группировавшаяся вокруг 19-летней женщины, у которой свои, сложные и даже в чем-то нездоровые отношения с окружающим миром. Судя по программе, она была центром притяжения для погибшей, они проводили вместе много времени, и даже в тот злополучный день и ночь они пересекались на протяжении целого дня. В общении принимали участие и другие ребята, тоже 16-летние или чуть постарше парни и девушки.
Самое страшное, что это было не просто общение, а распитие спиртных напитков, с выяснением отношений, с драками, походами среди ночи за «добавкой» то есть за спиртным, с разновекторной детской (или взрослой?) ревностью, разборками между настоящими или мнимыми кавалерами и «бывшими». И это, напомню, в кругу 16-летних подростков, основательно подогретых спиртным, так что некоторые время от времени «отдыхали».
По ходу программы нарисовалась следующая картина: погибшая Виктория несколько раз за день приходила к своей старшей подруге Насте и даже успокаивала ее, когда та собиралась в очередной раз порезать себе руки или ноги. Но свидетели говорят, что старшая даже угрожала младшей подруге, типа, догоню и урою. Все это происходило поздно ночью, причем в это время продолжалось довольно активное телефонное общение между фигурантами, то есть погибшей девушкой и вроде бывшим ее кавалером, о котором родители якобы и не знали. Кстати, о телефонах. Программе «Говорить Україна» с оперативностью, которой позавидуют местные следователи, удалось добыть распечатки телефонных переговоров. В частности, из них стало известно, что погибшая девушка довольно активно общалась с незнакомыми парнями, находящимися в местах лишения свободы. Отец это знал, указывал на недопустимость подобных связей, но эта молодежь уже выстроила свое мировоззрение и свои ценности, для них в таком поведении и контактах нет ничего странного.
Особо надо отметить, что в этой компании не очень придавали значения, как они говорят, просто поцелуям, которые еще не свидетельствуют о серьезных отношениях. Подростки в телефонной переписке спокойно обсуждали, кто умеет или не умеет целоваться, что не исключает и более серьезного погружения во взрослую, можно сказать, интимную жизнь. В конце концов подогретая ревностью, отношениями и алкоголем компания решила идти «разбираться» с надоедливым телефонным ухажером, и это происходило в полночь или около того практически в центре села, возле магазина и библиотеки (!), где обычно тусуется молодежь.
Возможно, именно в это время и было совершено преступление, не исключено, что с насилием и избиением жертвы, во всяком случае, родители говорят, что лицо дочери им не показывали, но руки были синие… Казалось бы, что может быть страшнее того, что на девушку было совершено нападение? Только то, что никто, в том числе родственники подозреваемого, не придали значения крикам среди ночи, поскольку такое происходит постоянно! Ночное село живет своей, можно сказать, околокриминальной жизнью, но это никого не волнует. Более того, бабушка одного из 16-летних фигурантов спокойно говорит, что внук никогда допоздна не гуляет, – в полпервого ночи (!) уже дома. Да и употребление водки подростками тоже не является чем-то необычным: «У селі як у селі…»
Нескольких участников программы, если и не подозреваемых, то фигурантов журналистского разбирательства, подвергли проверке на детекторе лжи. Эксперт определил, что присутствующие в студии, а это были почти все участники вечеринки, отношения к убийству Виктории Макаренко не имеют. Но один из подозреваемых, который отказался от проверки, что-то недоговаривает. Наверное, речь идет о задержанном, которому определили меру пресечения в виде содержания под стражей на протяжении 60 дней. Его родственники заявили, что задержание и допросы проводились с нарушениями прав подростка, что на него осуществлялось психологическое давление и тому подобное.
Кроме самого факта убийства девушки-подростка, страшно и другое. Кетрисановка, а вместе с ней и почти все села Украины, находится в каком-то цивилизационном вакууме, где молодежь предоставлена сама себе, где не действуют традиционные семейные ценности и культура вообще, и отношений между подростками в частности. Мы связались с председателем Кетрисановской территориальной громады Виктором Полищуком и спросили, действительно ли молодежь в селе ведет себя подобным образом:
– Чесно кажучи, проблема з дозвіллям є, і це не лише в Кетрисанівці, а по всім населеним пунктам громади. Навіть там, де є Будинки культури і бібліотеки, молодь туди не йде. Це питання ми піднімаємо давно, я не можу сказати за всі 24 населених пункти громади, але зараз ми аналізуємо ситуацію, і це, дійсно, проблема…
Поскольку существует тайна следствия, мы не будем обсуждать личность подозреваемого. Говорят, ему 16, «дитина як дитина», то есть, как и все, возможно, гуляет допоздна, выпивает, общается с девушками, но это совсем не Ромео и Джульетта – здесь налицо общественная утрата социальных и моральных ориентиров…
«Народний синоптик»