Александр Дануца о решении попробовать, о друзьях и недругах, о дне сегодняшнем и завтрашнем

18:52
3607
views

Феномен триумфальной победы на выборах Владимира Зеленского и партии «Слуга народа» еще долгие годы будет обсуждаться экспертами и избирателями. Думаю, гораздо дольше, чем про­длится их каденция. Чем закончится и каким долгим будет поход «слуг народа» во власть – ответы на эти вопросы дают пока только откровенные противники «зеленых». Сами победители достаточно сдержанны в комментариях и прогнозах. Даже обычно такой общительный политик и журналист, руководитель предвыборного штаба «Зе-команды» на Кировоградщине, выигравший выборы в 99-м округе (город Кропивницкий) у двух действующих нардепов Александр Дануца.

– Саша, мы знакомы почти 20 лет. Предлагаю сохранить обычный формат нашего общения, а к Александру Анатольевичу перейти уже после депутатской присяги.

– Не возражаю, Ефим Леонидович. Хотя готов продлить формат и после присяги (смеется).

– Это интервью планировалось еще в начале предвыборной кампании. Но ты «технично» уходил от встречи. Общаясь со своими коллегами из других городов, я узнал, что у них в принципе та же ситуация. Скажи, пожалуйста, это была тактика предвыборной кампании «Зе-команды» – не говорить лишнего?

– В принципе, да. Вы же видели, сколько грязи на нас лилось, на меня лично? Поэтому практически любое дополнительное появление в СМИ или публичное выступление просто добавляло еще один поток грязи. Я – политик со стажем и давно в журналистике, и для меня не проблема дать интервью или высказаться по тем или иным поводам. Но в данном случае все-таки, знаете, как в рекламе: «Іноді краще жувати, ніж говорити».

– Саша, вопрос, с которого, в принципе, надо было начать это интервью. Почему «Зе-команда»?

– Все просто. Около года назад давние друзья из «95-го квартала», позвонили мне и сказали: «Давай встретимся». Далее был такой разговор: «Есть политический проект, мы считаем его перспективным. Как ты относишься к тому, чтобы ты либо сам его возглавил в регионе, либо нашел кого-то, кто бы мог потянуть его?» Тогда, откровенно говоря, речь шла только о том, что проект может выстрелить в лучшем случае на парламентские выборы и в Верховную Раду зайдет небольшая фракция, – рейтинги показывали тогда такие результаты. Я некоторое время подумал, посоветовался со своими друзьями, которые тоже и в политике, и в бизнесе. Они сказали: «Почему нет, давай попробуем». И, собственно говоря, с этого все и началось.

– Вот, кстати, на ту же тему. Больше года назад, когда вопрос участия Владимира Зеленского в выборах президента только-только начал муссироваться, у меня состоялся разговор с хорошим знакомым, одним из лидеров актерской и авторской линейки «95-го квартала» Александром Пикаловым. На естественный вопрос «Саша, на фига вам это нужно?» я получил неожиданный ответ: «Ты фильм МилошаФормана “Пролетая над гнездом кукушки” смотрел? Смотрел, помнишь эту крутую фразу героя Николсона “Я хотя бы попробовал!”? Вот и мы решили попробовать!».

– Точно! Я очень люблю этот фильм и эту фразу. Так что абсолютно солидарен с Сашей Пикаловым.

– Ты сказал – друзья из «95-го квартала». А кто? Сам Зеленский? «Квартальцы» со сцены? Или из киногруппы?

– Нет, это менеджеры, продюсеры…

– А с Зеленским ты познакомился уже?

– Ну конечно, естественно.

– Фотографии уже есть?

– Фотографий, кстати, нет.

– Многие посчитали, что к твоему продвижению в команду «Зе» имеет отношение Дима Разумков.

– Это интересная история. Я уже месяца три занимался проектом и приехал в штаб, в офис наш в Киеве, и в коридоре столкнулся с Разумковым. Обрадовались встрече – вот и все продвижение. Сейчас, конечно, активно работаем. Я очень рад, что Дима смог так реализоваться в партийном проекте и, я уверен, сможет успешно реализоваться во власти.

– Выборная кампания была очень непростой, с массой сюрпризов. Буквально в первый момент все ахнули, узнав, что по мажоритарке идут Дануца и Ярынич. Не секрет, что вы с Константином друзья достаточно близкие. А тут, как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь?

– Да, действительно, мы с Константином друзья много лет. Мы ими были, и остаемся, и однозначно будем друзьями. Константин сделал очень много для города, очень много. И я уверен, что мы вместе будем продолжать начатое. Прежде всего это касатся программы радиационной защиты. Она уже готова, просто застряла в правительстве. Константину буквально не хватило какого-то небольшого времени для того, чтобы эта программа была принята. Мы встречались уже после избирательной кампании неоднократно, наметили общие дела, общие планы. И я лично хотел бы видеть Константина в столичной власти, думаю, что он был бы одним из самых эффективных топ-менеджеров в медицинской сфере.

– Кто на самом деле руководил областным штабом «Слуги народа»? Как вообще финансировалась эта избирательная кампания?

– С первого дня руководил кампанией я, но из тактических соображений было принято решение меня не светить. Я много прошел кампаний – около 30 в разных качествах. Так вот, это первая кампания, когда из центра не дали ни копейки. Мы получали только небольшие партии агитационной продукции – газеты, листовки. Вся билбордовая кампания финансировалась из центра, и из центра она размещалась. Мы вообще к этому организационно не имели отношения. На все остальное мы находили деньги на местах, когда это было нужно. Но, честно говоря, больших денег и не надо было. Почему? Потому что люди приходили и говорили: «У меня есть автомобиль с водителем. Я его буду заправлять, и пусть он делает ту работу, которую вам надо». Сняли офис. У меня были два стола, стулья принесли. Наш главный редактор «Ланружа» Лика Кожа пришла со своим ноутбуком. Сели – один ноутбук, два стола и три стула. Вот с чего это начиналось. И я уехал в Киев, по делам. А когда вернулся через 3-4 дня, уже было четыре компьютера, два принтера, какие-то кулеры, уже пять человек в офисе сидели. Кто все эти люди? Они сами пришли, сказали, что готовы работать за идею. Вот так оно и самоорганизовалось…

– Не напомнило 2004 год «Нашей Украины»?

– Скорее это мне напомнило оба Майдана. По сути это был третий Майдан, я считаю, который уже случился, слава Богу, бескровно.

– Скажи, пожалуйста, что, кроме прихода новых лиц, привлекло тебя в программе Зеленского?

– Привлек интересный и необычный подход. Это не просто смена лиц, это смена системы. Я в политике с 1998 года, практически со школьной скамьи. И все это время все партии работали одинаково. Вот все – правые политики, левые, центристы – все работали по одному лекалу. Команда Зеленского сломала систему. Получилось поменять в сознании граждан подход к кандидатам, к голосованиям. Теперь должно получиться изменить всю систему власти.

– Теперь вопрос к тебе, как к политическому эксперту, поскольку ты часто выступаешь в этой роли для «УЦ». Почему у Зеленского получилось, и более того, получилось трижды?

– Я уверен, что получится и в 4-й раз – на местных выборах. По нескольким причинам. Есть некая «усталость металла» у наших людей. Усталость от старых политиков, усталость от того, что люди каждый раз им верят и каждый раз наступают на те же грабли. Это с одной стороны, а с другой – сам образ Зеленского, он их впечатлил. Зеленский оказался на экране и в жизни таким, какой он есть в реальности. И он не фальшивил в избирательной кампании: где не мог говорить – не говорил. И вот этот образ – без фальши – мощно сработал. А еще Зеленский – единственный из политиков, кто смог вытащить на выборы молодежь, и это решило все.

– Немалая часть предвыборной «чернухи», увы, касалась тебя лично. Поработали наши с тобой коллеги, ничего не скажешь. А как сейчас, после выборов?

– Я изначально понимал: если идешь воевать, то должен быть готовым к подобного рода гадостям. Знаю, кто писал, чьи это люди работали, кстати, это очень разные люди. Ну Бог им судья. Мне это неинтересно, я думаю, что результат на табло. И я думаю, что они так и не поняли, что тот результат, которого достигла наша команда, – благодаря в том числе и им. Потому что простые люди, которые читали это все и раньше даже не знали обо мне, узнавали и понимали: если человеку плюют в спину, значит, он прав.

– И пару слов о результате. Могу подтвердить: твой прогноз по 99-му округу, данный мне за три дня до выборов, сбылся с точностью до 1 %. Это просто удивительно, особенно на фоне заезжих социологов, которые довели публику до такой истерики, что «95-й квартал» отдыхает. Вопрос чисто профессиональный. Откуда такая точность?

– Я объясню. На определенном этапе мы просто сделали свою команду, которая работала по очень простым алгоритмам: один вопрос – один ответ.

И получили высокую достоверность соцопроса.

– Тебе не предлагали сняться с выборов?

– Нет. Предлагали сменить округ за очень большие деньги. Естественно, я отказался.

– Все, предвыборную часть закончили. Поговорим о будущем. Ты едешь учиться в Трускавец. Есть такая необходимость?

– Там очень сильная команда заходит нас учить. Некоторых из спикеров я знаю и, откровенно говоря, очень доволен тем, что руководство партии приняло такое решение. Те интенсивы, которые будут в Трускавце и которые планируются дальше, потому что обучение предусматривает еще несколько этапов, очень важны. Они важны и для меня, а тем более для тех людей, которые делают только первые шаги в политике.

– Сейчас в Сети и по нескольким телеканалам идет непрерывное шоу на тему «Чему будут учить “Слуг народа” в Трускавце?». Политики и журналисты сидят и издеваются над тем, как можно научить свадебных фотографов. То есть такое впечатление, что как бы больше говорить не о чем.

– Ну это психология проигравших, им хочется немножко укусить слона. Поэтому это все нормально. Вот послушайте, в начале президентской кампании все так же высмеивали Зеленского. Говорили, что, если только он станет президентом, доллар будет 70 или 80, будет дефолт в стране, полный коллапс, Россия нас сразу завоюет, и все обрушится. А теперь смотрите: ничего не пропало, доллар вниз пошел, никаких дефолтов нет, война на Донбассе, к сожалению, продолжается, переговоры ведутся, даже Трамп сам позвонил. Ничего не рухнуло. Я абсолютно уверен, что точно так же будет и с новым парламентом.

– В прошлом парламенте мы наблюдали, как народные депутаты состязались между собой, кто больше заведет денег в свой регион. Куда ты направишь свои усилия в новом парламенте?

– Смотрите, завести деньги в регион – это обычная рутинная работа депутата- мажоритарщика. Это не то, чем нужно хвалиться, по-моему. Потому что это деньги налогоплательщиков. А депутат, если он эффективный, эти деньги должен помочь эффективно распределить там, где это нужнее в регионе.

– Сможешь ли наконец объединить усилия кировоградских мажоритарщиков и списочников?

– У нас сегодня из Кировоградской области семь человек во фракции партии «Слуга народа», и мы уже нашли общий язык. Уже несколько раз вместе собирались, четко понимаем, как нам двигаться и куда. Семь человек – это, скажем, треть фракции «Голос». Поэтому, конечно, это большая сила.

– С Лесиком Довгим будете сотрудничать?

– Да, и с Олесем, и с Сергеем Лариным, и с Андреем Николаенко – это люди, которые так или иначе причастны к нашему региону, и в части совместных усилий для того, чтобы что-то улучшить в нашей области, будем привлекать всех, кому Кировоградщина небезразлична.

– В какой парламентский комитет направишь свои стопы?

– Я пока до конца не определился. Есть на самом деле несколько вариантов, которые я рассматриваю сейчас. Нужно понимать, что в процессе переговоров во фракции это все может меняться. Пока я себя вижу в бюджетном комитете. Сейчас к нему присоединят еще вопросы налоговой и таможенной политики. В приоритете у меня этот комитет, а еще два я рассматриваю. Комитет свободы слова – это, понятно, моя тема. Мы с командой подготовили так называемый журналистский проект, и, в каком бы я ни был комитете, буду его продвигать. Он касается усиления ответственности за «перешкоджанняпрофесійній діяльності журналістів» и криминальной ответственности за физическое воздействие на журналиста при исполнении профессиональных обязанностей.И третий комитет, который я сейчас рассматриваю – очень актуальный для нашей страны и моего округа, – это комитет по «контролю за діяльністю правоохоронних органів».

– И еще вопрос. Как ты собираешься наладить коммуникацию с избирателями на время своей каденции?

– А тут все очень просто. У меня еще с президентской кампании работает приемная – ул. Гоголя, 99. Там установлен график: с 9 утра до 5 вечера. Любой человек может туда прийти и написать заявление по тому или иному вопросу или записаться на личный прием. У меня будет неделя в месяц, которая называется «работа в округах». И вот эту неделю каждый месяц я буду вести личный прием. Естественно, я многим обещал на встречах, что буду эти встречи продолжать. Сейчас я уже дал поручение разработать график повторных встреч, потому что многие избиратели говорят: «Вот вы все до выборов приходите, вы все нам обещаете, потом мы вас выбираем, и вы пропадаете». Я пообещал, что сразу после избрания снова приду и снова буду с людьми встречаться уже в качестве народного депутата. Мы провели во время избирательной кампании порядка 150 встреч и будем эти встречи продолжать.

– И последний вопрос: редакция «УЦ» очень благодарна Константину Ярыничу, который пять лет был экспертом, помощником и даже нашим собственным корреспондентом в Верховной Раде. Иногда он связывался с нами прямо из зала Верховной Рады, когда принимались важные законы, когда там были самые острые ситуации. Я бы хотел воспользоваться шансом интервью и попросить, чтобы ты продолжил работу в этом плане.

– Конечно, мой номер мобильного не меняется, телефон работает. Иногда не могу прямо сразу-сразу ответить, но в любом случае позже отвечу.

Беседовал Ефим Мармер, «УЦ».