Не по-людски, или Большая политика в маленькой Бережинке

12:45
3218
views

Обнародованные кадры жестокого «маски-шоу», устроенного на прошлой неделе силовиками в Бережинке Кировоградского района, спровоцировали грандиозный скандал. Избиение ветеранов АТО, в ходе которого пострадали местные, стало топ-темой. На место событий ненадолго приехал даже Михеил Саакашвили.

А затем был средней массовости митинг с элементами политического шоу от других «гастролеров» на главной площади областного центра, оглашены требования и ультиматумы. Там снова появилась протестная палатка – на вид та же, что стояла ранее по другим поводам. В общем, масса признаков того, что во всей этой истории много подводных камней, а вокруг полно манипуляций и полуправды. В один клубок сплелись борьба заинтересованных лиц за контроль над сельхозпредприятием, политический пиар и даже  противостояние двух охранных агентств, связанных с народными депутатами от разных фракций Верховной Рады.

На сегодня очевидно одно: злоупотребление силой со стороны представителей полиции и нацгвардии в канун Дня Конституции имело место и было явным. Кто «нагрел» ситуацию в Бережинке до градуса кипения, что на самом деле произошло и что будет дальше – пытаемся разобраться вместе с руководителем области, представителями активной общественности и коллегами-журналистами.

Задолго до

В апреле 2017-го к Николаю Трибиненко, совладельцу и руководителю агрофирмы «Нива-2010», обратился судоисполнитель: мол, есть решение о взыскании 8 миллионов гривен, которые тот якобы должен. Тогда же он узнал о том, что, согласно новой записи в госреестре, сам подарил 65% имущества предприятия оффшорной компании из далекого Белиза. Затем они были передарены и перепроданы и в итоге оказались у днепропетровской фирмы, представители которой вскоре заявили о своих правах – тогда и началась активная фаза конфликта.

На сегодняшний день Минюст уже заблокировал доступ к Единому госреестру предпринимателей для Владимира Руденко – государственного регистратора Маловис­ковского городского совета, который вносил изменения в данные о соучредителях «Нивы». Прокуратурой области начато уголовное дело по факту мошенничества, проводится расследование.

– Министерство юстиции или управление юстиции в области должно было сделать определенные вещи. По обращению гражданина Трибиненко о том, что он «перестал» быть собственником своего предприятия, комиссия министерства должна была отменить решение этого регистратора. На этом история должна была закончиться, - считает председатель Кировоградской ОГА Сергей Кузьменко.

Еще 19 мая им было отдано протокольное поручение о том, кто что должен сделать, чтобы ситуация разрешилась, в том числе была описана роль юстиции. Но после того как вопрос стал предметом судебного спора, возможность отменить незаконную регистрацию решением министерской комиссии была потеряна.

– Произошел такой юридический казус. Потеряли эту возможность, двигаемся дальше законным путем. Законный путь – завершение расследования уголовного дела, передача дела в суд. Если человек никому не должен – это несложно доказать. Если человек не подписывал документы – это тоже можно доказать. Должно быть решение суда, который скажет: вот это – мошенники, которые пытались завладеть предприятием, накажет виновных и покажет обществу, что у нас правовое государство. Лично у меня нет никаких сомнений в том, что в этой ситуации прав Трибиненко, - утверждает глава области.

Накануне

Впрочем, просто дожидаться юридического финала никто не хотел. В Бережинке появились представители политических партий и общественных организаций, люди пикетировали прокуратуру, перекрывали криворожскую трассу. В конце мая около 200 человек – пайщики предприятия – буквально штурмовали его офис, в котором закрылись нанятые «новыми хозяевами» охранники – те, по свидетельствам многочисленных очевидцев, стреляли в людей, трое ранены. Позже местным при содействии полиции удалось отправить восвояси еще одну партию приезжих «охранников».

– В этот понедельник (26 июня. - Авт.) охранная фирма «Борисфен» заехала в село Бережинка, представляя интересы стороны, которая якобы на сегодняшний день является собственником компании. Граждане, жители села поднялись и сказали, что ребята ошиблись адресом. Национальная полиция задержала больше 30 лиц. После этого мы с народными депутатами, представителями правоохранительных органов приезжали в село, встречались как с жителями – пайщиками предприятия, так и с Николаем Павловичем (Трибиненко. - Авт.). Вроде было понятно, что национальная полиция находится в Бережинке, что она готова отвечать за правопорядок, что ничего не мешает господину Трибиненко собирать урожай. Господин Трибиненко, к сожалению, нас не информировал на этой встрече, что у него уже есть договоренность с господином Семенченко (Семеном, народным депутатом от «Самопомощи». - Авт.), что он нанимает на охрану «Донбасс». Уже во вторник меня поставили в известность о том, что после того, как правоохранители выпроводили одну охранную фирму, приехала другая. Наверное, он (Трибиненко. - Авт.) имеет право принимать решение о найме охраны, но, когда к нему приезжают руководители области, народные депутаты, и все хотят ему помочь, можно было бы проинформировать – мол, я планирую такие действия. Ведь мы понимаем, что на сегодняшний день по документам собственниками являются те люди, которые дестабилизируют ситуацию. Полиция становится ее заложником – юридически они должны действовать одним образом, а по-человечески нужно делать по-другому. Когда приехал батальон «Донбасс», это была определенная провокация того, что рано или поздно произойдет конфликт, - констатирует Сергей Кузьменко.

Примечательно, что днепровскую охранную фирму «Борисфен», которую он упоминает, связывают с народным депутатом от «Народного фронта» Юрием Березой, и она уже успела заработать недобрую славу. Об этом говорит Юрий Крутько из «Аграрной самообороны Украины», одной из общественных организаций, борющейся с рейдерством в аграрной сфере. Он считает, что расследование уголовного дела о мошенничестве затягивается.

– Два месяца мы стучим во все двери, звоним во все колокола. Эту проблему можно было решить, я думаю, в течение 10 дней. Есть экспертиза СБУ, что подпись Трибиненко на договоре дарения является подписью другого лица. Но делается еще одна экспертиза, и так оно длится и длится. Права собственников у нас не защищены, - уверен Крутько.

Есть у него вопросы и к местным судам – например, почему меру пресечения для задержанных боевиков из «Борисфена» одиозный судья Кировского районного суда Алексей Галаган определял за закрытыми дверями. Те, кого в Бережинке называют не иначе как «титушками», в результате были отправлены под домашний арест.

– Мы видели, что с той стороны были и обманутые люди, которые просто поехали охранять за 500 гривен. Но почему его (заседание суда. - Авт.) проводить в закрытом режиме? Там люди были, которые уже в третий раз приходили с рейдерским нападением на это предприятие – вот их надо сажать, - уверен Крутько.

День «Ч»

Как бы то ни было, выставляя работников охранной фирмы, связанной с одним бывшим комбатом из Рады против фирмы под эгидой другого, вряд ли можно рассчитывать даже на временное спокойствие. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы «Борисфен» с «Донбассом» устроили в селе «Зарницу», скажем, 30 на 30 бойцов. Но и то, как отреагировали силовики, сложно назвать адекватным ответом на вызов ситуации. Вопрос о том, кто именно отдал приказ о зачистке Бережинки 27 июня, пока остается открытым. Что и как там происходило, мы знаем со слов Марии Лебедь, заместителя главного редактора областной телерадиокомпании, которая оказалась в гуще событий.

В тот день, когда произошло столкновение, ее пригласили приехать к пикету «Аграрной самообороны» у здания суда, где задержанных «титушек» как раз отпускали домой.

– Я пришла туда, взяла интервью, и в этот момент поступила информация, что в Бережинку заехало три машины людей в форме, полностью экипированных и без опознавательных знаков, - рассказывает Лебедь. - Когда мы приехали, последних трех-четырех «донбассовцев» безжалостно на моих глазах били, бросали головой о цементный пол, об стену, у них были разбиты лица. Забрали у них, кстати, все деньги, все документы. Волокли их, как какое-то мясо. Причем люди, которые встали на их защиту – просто взялись за руки и пытались закрыть их собой, – тоже попали под раздачу, в том числе женщины. Били по лицу, у женщин залитые кровью лица были, одной вывернули руки, разбили колени. Их бросали на пол, волокли, тянули…

По информации, которая появилась в некоторых СМИ, в операции участвовали в том числе киевский «КОРД» и криворожские нацгвардейцы. Они действительно были в полной экипировке, с закрытыми лицами, со служебными собаками и автоматическим оружием – это видно на опубликованных видео с места событий. Очевидцы утверждают, что представители «Донбасса» не оказывали сопротивления и даже построились для личного досмотра – чтобы силовики убедились, что они не вооружены, и жестко «паковать» их начали без очевидной необходимости. И уж вовсе сложно придумать рациональное объяснение для описанного Марией Лебедь ниже.

– Стояли двое КОРДовцев, я так поняла, в черном, - вспоминает она. - И стоял Валерий Вехтев, глава общественной организации третьего полка спецназа, ветеран АТО, участник обороны Донецкого аэропорта. Он говорил: «Ребята, это мое родное село, я сам АТОшник, я в третьем полку работаю». На что услышал: «А мне по…, я из Крыма». И начали его бить – в спину палками, бросили, ногами по почкам. Настолько цинично и садистски, я не знаю, за что. Он ничего не делал. Досталось и мне, хотя я стояла на расстоянии вытянутой руки и записывала, кричала, что я пресса. Но меня не слушали. Они сзади ударили, я не видела, чем – ногой или палкой, бросили на землю, потоптались, засыпали песком глаза. Слезоточивый газ, какие-то перцовые распылители, еще и собаки лают… Это был ужас, я впервые такое видела. Не было необходимости так жестоко бить людей…

Начальник областной полиции Серегей Кондрашенко не слишком убедительно прокомментировал всю ситуацию. Мол, от представителей второй стороны имущественного конфликта поступило заявление о том, что на территории предприятия безосновательно находятся неизвестные в форме и со спецсредствами. Заявил также, что ни одна охранная структура не имеет полномочий осуществлять правоохранительные функции, что, на наш взгляд, совершенно ничего не объясняет.

Справедливости ради нужно отметить: «Донбасс», который в Бережинке, – это не совсем тот «Донбасс», который на фронте. По информации компетентных источников, из трех десятков людей с шевронами добробата, присутствовавших на месте, только несколько действительно участвовали в АТО. Среди остальных, по имеющимся данным, немало тех, кто вообще не служил в армии, кроме того, многие из них – даже не работники охранной фирмы, а члены общественной организации «Внутренний корпус батальона “Донбасс”». Очевидно, тут та же история, что и с «Айдаром», – настоящие фронтовики из батальона говорят: «Айдаров» давно два. А то и три. Участие людей с символикой добровольческих батальонов в имущественных спорах для Кировоградщины, к слову, уже не в новинку.

После

Но доверие местных к полиции после акции, вне всяких сомнений, сильно подорвано. С тем, что с человеческой точки зрения абсолютно очевидно, что силовики перегнули палку, согласен и глава области.

– Я не хочу выполнять роль судьи и не хочу быть адвокатом Национальной полиции, - в частности, сказал Сергей Кузьменко. - Если кто-то превысил свои служебные полномочия, он будет отвечать, согласно действующему законодательству.

По факту превышения полномочий служебными лицами областного управления Нацполиции, специального подразделения полиции «КОРД» и Нацгвардии прокуратурой области начато расследование. Но, чем бы оно ни закончилось, сегодня очевидно и то, что вокруг конфликта в Бережинке делается политика. Тот же Саакашвили приехал буквально на следующий день, походил «в людях», пообещал обратиться к Президенту и уехал.

А в прошлую пятницу на площади перед областной администрацией прошел митинг в несколько сот человек, заявленных как аграрии из нескольких областей. У них в руках было много недешевой полиграфии, изготовленной под акцию. Немало собралось и людей в камуфляже – отдельные источники утверждали со ссылкой на участников АТО, что за участие им якобы предлагалось вознаграждение в 150 гривен на человека. У микрофонов – в том числе Семен Семенченко и другие представители его политической силы. Звучали обвинения в адрес партии «Народный фронт» и лично министра МВД Арсена Авакова. Ярко выраженную политическую окраску приобрела и принятая в итоге резолюция.

Отставка областного прокурора, привлечение к уголовной ответственности должностных лиц полиции и Нацгвардии, восстановление прав собственников, пайщиков и трудовых коллективов ряда сельхозпредприятий, подвергшихся попыткам рейдерских захватов, – лишь часть того, что подписанты потребовали у руководства страны, Генпрокуратуры и других структур выполнить… за пять дней. А в случае невыполнения они «оставляют за собой право инициировать отставку» почему-то председателя Кировоградской ОГА.

Сам он считает, что мы можем быть благодарны заезжим политикам за то, что они привлекают внимание к проблемам нашей области. Именно для этого, по его собственным словам, Кузьменко ранее привлекал избранных на Кировоградщине нардепов Станислава Березкина и Константина Ярынича – ими уже направлены официальные депутатские обращения к руководству МВД, Министерства юстиции, НАБУ, Генеральной прокуратуры:

– Надеюсь, что политики будут действовать в интересах людей и будут стремиться помочь, а не рассказывать, что все плохо, никто ничего не делает. Я же не рассказываю, что по закону не имею влияния на прокуратуру, на полицию, на юстицию. Что народный депутат имеет намного больше возможностей для того, чтобы зайти в кабинеты высших должностных лиц. Поэтому я призываю всех политиков объединиться для того, чтобы раз и навсегда побороть коррупцию и рейдерство, которые есть в Украине.

Андрей Трубачев, фото Павла Волошина, «УЦ».