«Это страшнее, чем “ширкой” колоться», или Снова о закладках

15:30
3612
views

Уже пару лет как всевозможные общественники «всем миром» закрашивают в Кропивницком рекламу наркозакладок, экс-прокурор области покупал зелье и пытался сдать полицейским вещества с паролями-явками-номерами банковских карт, мы писали обо всем этом статьи, постили в «Фейсбуке» и ждали результатов.

На днях в частном разговоре с автором публикации один из высокопоставленных полицейских чинов области пообещал эти самые результаты огласить в течение недели-двух. Вроде как в работе у полиции более 70 сбытчиков, в том числе и нового толка, торгующих в Интернете и мессенджерах. А еще – анонсировал прекращение работы нескольких известных онлайн-продавцов наркоты в ближайшее время. Мы, как всегда, ждать не стали – пошли в поля.

Навигатор и магниты

Среди специфических контактов автора публикации оказалось не проблемой найти человека, готового продемонстрировать современное состояние закладочной торговли, так сказать, на себе.

Честно прошли всю цепочку – начиная с поиска в Гугле по запросу «закладки Кропивницкий». Никакого даркнета (так называемый черный Интернет – мир VPN, анонимности и почти абсолютной невозможности отследить пользователя), в который постепенно уходит в последние годы мировая наркоторговля вместе с подпольным рынком оружия, взрывчатки и всего прочего нелегального.

Все просто и обычно: поиск, форумы, адреса в популярном мессенджере Telegram. За пару минут находим пару-тройку продавцов в областном центре Кировоградщины. С отзывами удовлетворенных покупателей, предупреждениями о мошенниках, которые регистрируют профили с похожими названиями и кидают заблудших на деньги.

Около 10 утра забрасываем две удочки в духе «Кропивницкий интересует, по чем что где?». Дилеры, как и их клиенты, выходят на работу поздно. Первый реагирует около половины первого. Сбрасывает прайс-лист с шапкой «Готовые клады. Лучшее качество на рынке». Имеется в виду, что закладки с разными дозами веществ делают заранее, чтобы клиент, заплатив, не ждал. Предлагают сортовую марихуану, полукустарный метамфетамин. Дословно, «криворожные трубы. Вкус знакомый с детства» – очевидно, запаянный в пластиковые трубки порошок производят в Кривом Роге. Еще был один из видов экстази. Цена на минимальные дозы – грамм травы, 0,1 г мета, одна таблетка – одинаковая, 250 гривен. Больше количество – дешевле партия.

Наш эксперт заказывает на 500 гривен: «трубу» метамфетамина и грамм («шишку») конопли – трава помогает снять мерзостные эффекты абстиненции после порошка, «отхода» по-простому. «Трубки есть на Жадова, там же можно забрать и “шиш”», – пишет дилер. Поясняет, что локации с готовыми закладками есть и в центре города, но в центре «трубки кончились».

Дальше – оплата через терминал одной из платежных систем на восьмизначный номер электронного кошелька. Перед нами к терминалу неподалеку от площади Богдана Хмельницкого подходят двое юношей, на вид – до 20 лет, переводят такие же 500 гривен на такой же кошелек. Может, на тот же.

Переводим деньги, отписываем дилеру, ждем «кидка», но все оказывается честно – от него приходят ссылки на две точки в картах Гугл и две фотографии. На них – крышка погреба и металлическая лестница. Красными точками отмечены места, где находится магнит с «кладом» – в землю уже не закапывают, прогресс, удобство. «По снятию сообщите», – пишет. Фидбэк, customer care, контроль качества…

Отсюда начинается «ловля покемонов» – подъезжаем в маршрутке, потом идем по приборам. То есть если где-то в спальном районе увидите человека или пару-тройку, бредущих в глубь какого-нибудь заднего двора «по спутнику», уткнувшись в экран смартфона, то, скорее всего, это не заблудившиеся туристы в поисках достопримечательностей.

Снимаем с указанных мест два предмета – поменьше и побольше, товар завернут в кусок полиэтилена и вместе с небольшим магнитом плотно обмотан изолентой. Отписываем дилеру. Тот желает «хорошего отдыха» и просит оставить отзыв на форуме, где мы нашли его контакты. Маркетинг. Примерно через три часа пишет снова: «Как вам стафф?» Клиенты должны быть довольными. В половине первого ночи отвечает другой дилер, пишет, что все есть – кто когда встал, у того тогда и утро. Думается, при желании можно было бы найти еще, очевидно – все отлично работает. Причем без всяких надписей на стенах.

Кстати, о маркетинге: на страничках форумов периодически анонсируются так называемые рулетки – розыгрыши, зарегистрировавшись на которые, можно выиграть понятно что за бесплатно. Так набивается клиентская база и укрепляется ее лояльность…

Последствия

Почему борьба правоохранителей с цифровой наркоторговлей остается малоэффективной, очевидно. Десятки лет документирование сбыта осуществлялось чуть ли не единственным способом – фиксацией акта купли-продажи, когда один человек передает другому деньги, а взамен получает наркотик. Как только этот момент стал не обязательным, вся система «посыпалась». И пока находится в поиске новых решений.

Не помогает хотя бы замедлить наркотизацию и распространенная среди молодежи убежденность в том, что гарантированная зависимость, смерть и могила связаны лишь с инъекционными наркотиками. Остальное – «легкие» – многими воспринимается как безвредная «развлекуха». О том, что это не так, точно знает бывший наркопотребитель Артем, волонтер благотворительного фонда «Возвращение к жизни». Ему 23.

– Я употреблял много чего, почти все, только не кололся, – рассказывает парень. – С этими современными наркотиками, то, что нюхают люди, эти соли, спайсы, если кто курит, это настолько жесточайшая жуть, настолько «сушит» голову, что, наверное, это страшнее, чем «ширкой» колоться. Я сейчас по-своему выздоравливаю, хожу на собрания анонимных наркоманов, там есть разные люди. Я смотрю на тех, кто на синтетике сидел, и на тех, кто на «ширке», – те, кто на «ширке», даже лучше выглядят. Оно ужасно, последствия от солей, метамфетамина не проходят годами. Если начнется нервный тик или дефекты речи, человек (даже если перестанет употреблять. – Авт.) так будет очень долго ходить. Может, и всю жизнь.

По его мнению, закладки опасны как раз тем, что клиент понятия не имеет, что именно ему продадут в каждый конкретный раз.

– Так называемые клубные наркотики сейчас стали относительно дешевыми, и непонятно, из чего их делают. Сделать спайс, например, намного дешевле, чем вырастить хороший куст марихуаны. Обычную «дичку» можно взять и обрызгать этой химией. 500 гривен баллончик стоит, можно мешок сделать «химки» жесточайшей.

Его путь на выход начался, когда впереди уже маячила либо тюрьма, либо серьезные проблемы со здоровьем. Хотя Артем говорит, что понимал, что ничего хорошего в его жизнь наркотики не привносили, решение «начать заканчивать» не было самостоятельным.

– Конечно, нет! У меня было осознание, что я в проблеме, но, когда я сам пытался перестать употреблять, это не получалось. Невозможно отказаться, когда перед тобой разложат «дорогу». Курс иглоукалывания проходил, к шаманам водили всяким, это ничего не помогло. Потом я сюда (в один из офисов фонда в Кропивницком. – Авт.) пришел к психологу на консультацию, Алена Лымарь – очень хороший психолог. Моим родителям посоветовали, я с ними пришел первый раз. Три или четыре года назад. «Торчал» какое-то время, потом пришел к выводу, что нужно съездить на реабилитацию.

Прошел трехмесячный курс в реабилитационном центре в Знаменке, который сегодня не функционирует больше по ряду причин. Утверждает, что уже полтора-два года не употребляет ничего, кроме чая и сигарет.

– Феерии нет, феерия первые полтора года. Потом, если начинаешь день в день употреблять, оно даже уже не «прет». Когда неделю не спишь, это невесело. Такая жизнь была. Было постоянное чувство невосполнимой утраты, когда я «торчал». Больше терял, чем получал. Приходилось воровать, выносить из дому, людей обманывать, грабить даже порой. «Послевкусие» остается не очень приятное, постоянное самобичевание, вранье… пустота такая душевная. Потом еще на игровые автоматы подсел, которых пооткрывалось нереальное количество, что грибы после дождя. Еще в эту зависимость попал. Сейчас, в трезвости, я больше себя целым чувствую.

«Vip-кайф»

Вместе с другими волонтерами фонда Артем придумал и реализовал в прошлом году микрогрантовый проект, идея которого заключается в том, чтобы дать молодым людям альтернативу употребления наркотиков, как времяпрепровождение. Для этого был создан Telegram-канал с названием, похожим на те, что обычно берут цифровые наркоторговцы, адрес которого наносился краской поверх их рекламы в Кропивницком.

– На канале должна была размещаться информация, касающаяся каких-то мероприятий, досуга. Кроме этого, профилактическая информация о том, какие последствия может нести употребление наркотиков, психоактивных веществ. Собирались инициативной группой, к нам присоединялись другие молодежные организации, просто из педуниверситета приходили студенты, вместе с нами ходили, закрашивали. Сделали два или три выезда в несколько районов Кропивницкого – на Николаевке, возле летки, общежитий, в центре, на Ковалевке, Жадова, Волкова, Черемушках. Люди ходили, смотрели, где есть эта реклама, потом выезжали туда, где больше всего адресов нарисовано.

На сегодня у канала всего 54 подписчика, но каждый пост просматривают грубо до полутора сотен человек. Согласно статистике, максимальное количество просмотров у одного сообщения достигло 390. К слову, задуманное сходство названий дало и неожиданный результат: о рекламе «Vip-Кайфа» бдительные граждане сообщали в Telegram-группу полиции «Безпечне місто».

– Достаточно много людей пришло после этого проекта в «Бункер» (неформальное название офиса фонда, который работает с подростками и молодежью. – Авт.) в качестве волонтеров, были заинтересованы в нашей деятельности, пользовались услугами этого проекта. Проходили тестеривание на ВИЧ-инфекцию, получали презервативы… Наша целевая группа, молодые люди, которые каким-либо образом могли сталкиваться с потребителями, потреблением. Таких историй, чтобы люди прямо «завязали», по итогам проекта нет. Один ушел в армию, «слился» с этого всего. Он «гасил» себя, стирал. Возможно, армия его как-то остановит. По статистике, среди людей, которые употребляют наркотики, из них выздоравливают, находятся в состоянии устойчивой ремиссии, 3 процента по-моему. Это больше проект по снижению вреда, чем рассчитанный на то, чтобы «отговорить употреблять». Это практически невозможно. Можно закинуть «зерно» в голову, чтобы поменять мышление.

На сегодня проект формально не закрыт, канал наполняется свежей информацией. Нет лишь инициативной команды, которая хотела бы выйти и продолжить закрашивание «плохих» адресов и нанесение «хорошего».

– У меня просто сейчас нет времени этим заниматься. Я работаю, – говорит Артем.

Видавшие виды клиенты офиса, где мы общаемся, к слову, уверены, что полиция занимается не совсем тем – ловит отдельных дилеров, в то время как сайты-распространители, в том числе так называемые сайты автоматических продаж, работают в сети Интернет годами. «Положить» их, по мнению людей из среды, было бы более эффективным и технически более понятным делом, чем ловля отдельных сбытчиков и борьба с «Телеграмом».

 В фонде тем временем разрабатывают информационную брошюру, касающуюся передозировок, – как понять, что делать, чем спасаться, куда бежать. По словам его сотрудников, сегодня многие молодые ребята начинают употреблять «по ютубу», по сути, ставят на себе эксперименты, не всегда понимают, что с ними происходит, не осознают рисков. Недавно в «Бункер» две молоденькие девчонки приходили. Одна из них жаловалась, что, когда «нанюхается», носом постоянно идет кровь…