Третий Мир, или Жизнь после (вместо) пандемии

12:42
2084
views

В этой статье будет много того, что в кино называется флэшбэками и флэшфорвардами, то есть – путешествий в прошлое и будущее. Возможно, вас укачает от резких поворотов сюжета, но уж точно я постараюсь не пугать вас больше того, что уже сделали средства массовой информации в 2020-м году. Попробуем просто выстроить небольшой прогноз нашего общего будущего, мы же все время этим занимаемся, не правда ли?

Внезапный Третий Мир

Для начала – путешествие на пару недель назад. Эфир ток-шоу Наташи Влащенко «Народ Проти», идет крайне оживленная дискуссия на тему противостояния ковид-19 и украинского государства (государство проигрывает по сумме ударов, но надеется отправить вирус в нокаут случайным апперкотом). Какой-то бизнесмен (Алексей Давиденко, если мне память не изменяет), бодро перечисляет провалы власти по борьбе с короной – деньги из спецфонда пустили на сомнительные дорожные тендеры, не закупили и не раздали населению маски, не закупили в Китае компрессоры для кислорода, затерроризировали проверками местных производителей медоборудования. И все понимают – да, так и есть, пацанчик дело говорит. Напротив (или по диагонали) к бичующему и обличающему предпринимателю сидит скучный чиновник недоперереформированного минздрава и вздыхает. Когда ему предоставляется ответное слово, он начинает с поистине прекрасного: «Ну что вы хотите, мы страна третьего мира, у нас мало возможностей…»

Здрасте-приехали!

Полетели назад, лет эдак на тридцать.

Итак, в 1990 году мы были людьми первого мира. Нет, понятно, нам много чего недоставало (и ради этого мы распустили самый перспективный проект XXI-го века) – от джинсов до исторической справедливости. Но мы, безусловно, были гражданами страны, которая диктовала свою повестку на мировой арене и находилась на лидирующих позициях по большинству макроэкономических показателей. Более того, мы с вами жили в одном из трех наиболее продвинутых технологически и инфраструктурно кластеров этой страны. Возможно, именно поэтому нас так привлекла идея попробовать самим. Мы видели себя новой Швейцарией, на худой конец – Францией.

Мечтать не вредно, а даже очень полезно, как утверждают психологи (не все). Но факт остается фактом – мечты народов СССР о самореализации одномоментно перевели эти самые народы из первого мира во второй. В так называемые развивающиеся страны.

И прекрасно, скажу я вам! Мы отряхнули с ног прах почившего монстра (я сейчас исключительно о размерах державы, где я родился) и принялись строить новый мир.

Сейчас я расскажу один полуанекдот. Рассказал его мне мой учитель Дмитрий Игнатьевич Выдрин, он входил в самую первую команду Кучмы, команду реформаторов и мечтателей о чудесной Украине.

Так вот, когда Кучма победил на выборах и переместился вместе с командой в здание администрации президента, оказалось, что прежняя власть, команда Кравчука, перед уходом скрутила и унесла все, что могла, – от компьютеров до ручек на дверях.

Не правда ли, мы так и жили эти тридцать лет, разрушая своими руками даже то не слишком значимое, что построили сами? Старое же, советское, мы параллельно резали на металл и эксплуатировали. Это трудно понять мозгами – но два десятилетия у нас это получалось. Мы даже дважды демонстрировали приличный экономический рост – при втором сроке «диктатора» Кучмы и в первые два года сменившего Кучму «демократического лидера» Ющенко. Мы были многовекторны во внешней политике, у нас случались неплохие инициативы, нас не то чтобы уважали, но пока еще считались. Мы пережили дикие девяностые (не все, потери населения в эти годы стали для Украины катастрофой, но об этом позже), мы даже пропетляли с первым майданом, не потеряв ни земель, ни людей, ни веры в перспективность нашего государственного плана.

Стоп! А он был?

Помните, в 90-х и нулевых шла перманентная дискуссия о национальной идее для Украины? На данный момент дискуссия закончена. Сейчас вообще с дискуссиями плохо в стране. Вот я сейчас пишу эту статью и понимаю, что рискую. И чем рискую.

Так вот, дискуссия закончилась в точке «национальная идея Украины – это патриотизм». Это прекрасно, но это – тавтология. Повтор одного и того же. Патриотизм у каждого свой. Кто-то любит Украину своей мечты – мононациональную, моноязычную, есть такое отличное украинское слово – «однострой». Я, например, люблю такую Украину, где мне не будут запрещать работать на моем родном языке, к примеру. Я же в ней всю жизнь прожил, в такой.

Но это лирика. А вот в чем подвох патриотизма. Понимаете, он не работает в модели «страна третьего мира». Во втором мире, мире развития – работает, поскольку выстроен не на общности крови и исторических событий (настоящих и выдуманных), а на, пардон муа, трейд марках. На гордости за то, что делаешь прямо сейчас, понимаете? А третий мир – это мир упадка и стагнации. Нет, есть еще четвертый, там массово мрут от туберкулеза и воюют за воду. Мы еще не там. Мы – третий мир, мир коррупции и эмиграции. Основная задача гражданина страны третьего мира – покинуть третий мир и перебраться во второй или первый. Для обычного гражданина – с помощью собственных рук или мозга, для наделенного властью – с помощью коррупционных капиталов.

Заканчивая эту главу, обозначу главную проблему современного украинского общества – в нем одновременно проживают люди с мышлением первого мира (и это те самые «совки», которых так принято ругать и которые продолжают умирать на рабочих местах, например, в ковидных больницах), люди с мышлением второго мира – «Шевченко, Кличко, Таврийские игры, Квазар-Микро, Оранжевая революция» (эти продолжают верить и пахать в среднем и малом бизнесе, правда, их все меньше и меньше), и большинство – люди третьего мира – от сезонных рабочих на ягодных полях Европы до наших бравых олигархов, живущих дома только тогда, когда у них обострение с ФБР.

«Коронавирус
и все-все-все»

Ну и вот наступает 2020-й год, «великий уравнитель» этих самых четырех миров. Теперь мы можем задыхаться, как в США, кашлять, как в России, лежать в больничном коридоре, как в Италии.

Снова полетим чуть назад, хорошо? Все лето и осень 2019 года меня не покидало чувство надвигающейся глобальной войны. И это был не страх параноика, а предчувствие аналитика. Жесткое экономическое противостояние США и Китая готово было сорваться в горячую фазу, как минимум, взаимных военных провокаций. Не утихала гражданская война в Сирии, а два главных ее внешних элемента – Турция и Россия – дважды подходили к войне друг против друга на опасное расстояние. Разворачивалась малозаметная для европейского обывателя, но масштабная пока тихая битва за Африку между США, Китаем, Россией и воскресшей как международный игрок при Макроне Франции. Плюс вечные узлы – Израиль против Ирана, Индия против Пакистана (они чуть не обменялись недавно ядерными ударами, на минуточку). Плюс обострение по линии Китай – Индия. Плюс атака США на левые режимы Латинской Америки (неудачная, как и большинство активных американских действий за последние десятилетия). Плюс, конечно, Донбасс, хотя как раз в этом отношении в 2019-м была надежда на принципиальное решение о мире.

И тут грянул коронавирус, бог из машины. И да, при всех адских своих тактических и стратегических последствиях (мы пока не представляем ни приблизительный срок этой пандемии, ни ее глобальное влияние на здоровье выживших и будущие поколения людей) – пандемию ковид-19, возможно, придется поблагодарить за то, что просто переключила внимание политиков с вопросов уничтожения врагов к проблемам выживания популяции.

Другими словами, как это цинично ни прозвучит, если бы не было пандемии – ее стоило бы придумать.

Примените способ экстраполяции к 2020 году. Экстраполяция – это изучение поведения функции за пределами самой функции. Например, в США в 2020-м году есть предвыборная кампания и революция БЛМ, но нет коронавируса. Уверен, что накал страстей был бы куда сильнее, и, возможно, «синие» штаты уже бы воевали с «красными».

Вы же любите кино про пришельцев? Когда к нам прилетает такая гадость, что против нее объединяются бывшие антагонисты, еще минуту назад с упоением расстреливавшие друг друга из автоматов.

Однако шок прошел, и мир вернулся к своим прежним забавам – терактам, линиям фронтов и грозной риторике. Я бы обратил внимание на то, что в этом году закончились и не были пока переподписаны большинство договоров ядерной эпохи по взаимному сдерживанию и контролю за вооружениями. Инициатива здесь принадлежала уже уходящей американской администрации Дональда Трампа, и дальше я расскажу, почему.

В свое время эпидемии оспы, холеры и чумы прерывали, казалось, бесконечные войны в Европе и Азии. Ценой невероятных потерь человечества.

Но вот в чем загвоздка – едва восстановившись, человек продолжал воевать.

«Мир никогда уже не будет прежним»

От этой фразы уже рябит в глазах. Как и от двойного кликушества Секты Свидетелей Ковида, так и Ложи Ковидоотрицателей. Есть новая болезнь, к ней надо привыкнуть – человеку, человечеству как всеобщему организму, медицине и фармацевтике, экономике, политике. Возможно, завтра она исчезнет, как исчез «английский пот», несколько раз ополовинивавший население Британских островов в 15-16 столетиях. Возможно, будет в актуальной повестке лет десять, как был СПИД. Помните, как все мы боялись СПИДа? И что? А ничего. Прошло.

Понимаете, никакая болезнь, никакая пандемия не в состоянии сделать человека другим. Напугать на время – может. Мы все не хотим умереть раньше срока, хотя срока этого не знаем (и если бы знали – это было бы величайшей трагедией человеческого рода, очень советую прекрасный фильм «Новейший Завет» Жако Ван Дормаля на эту тему). Мы все всё равно умрем, рано или поздно. Так не лучше ли это сделать в здравом рассудке?

А как же вечный ковид-карантин и цифровой ковид-концлагерь, спросите вы?

А как ковид-19 помешал выйти на улицу протестующим в Беларуси? Никак. А проголосовать в США? Никак, явка лучшая за последние десятилетия. А войне в Арцахе это как помешало? Тоже никак. Никакая угроза болезни не заставит вас находиться внутри своего дома, если дом будет гореть.

А он уже горит, уважаемые.

Линия сгиба

Представим еще раз, что никакого ковида нет и не было. Распахнем занавески сознания – и, авек плезир, перед нами очередной, четвертый, и, вероятно, последний, кризис капитализма.

Краткое содержание предыдущей серии – индустриальные державы белого мира позволили своим корпорациям увести производства в страны второго мира, где оплата труда была намного меньше.

Следствие – само существование этих государств сейчас под вопросом, если вам кажется, что в США просто «афроамериканцы охренели» или «леваки обкурились», – это не так. Это системный кризис. И Брексит – это системный кризис. И Желтые Жилеты – системный кризис.

Трамп весь свой президентский срок пытался играть в американца ХХ века. Сильного, уверенного и глухого. В целом – доигрался. Выбрать зависшего между альцгеймером и паркинсоном Байдена могли только очень недовольные люди. Ну как мы Зеленского выбрали, но он хотя бы молодой и вроде бы здоровый.

Байден будет президентом не США, а американских корпораций. Они, все эти Эпплы, Амазоны и Гуглы – новые империи капитализма. И они отжимают у классических государств одну функцию за другой.

Итак, что происходит в последние пять лет с корпорациями? Они (не только вышеперечисленные, но и такие монстры, как китайский Али или российский Сбер), будучи на старте абсолютно разными по своей специализации, превращаются в платформы с бесконечным функционалом. Их цель на первый взгляд благородна – дать клиенту максимум в одном месте. Сделать все платежи, посмотреть кино, купить книгу, лекарство, еду… Получить консультацию врача, заняться онлайн-образованием. Эй! Вы замечаете, как государство становится ненужным? О нет, там же полиция, пожарные, скорая, армия! Ага, и вот какие-то психи режут людей от Парижа до Кривого Рога, полиция едет. Горят Австралия и Калифорния, пожарные фотографируются на календарь. Мы задыхаемся от ковида или от ковид-невроза, а скорая говорит – не поедем.

Государства не справляются.

Украинское государство не справляется образцово-показательно.

Главгуру монополистского движения, создатель никому уже не нужных Виндоуз, Билл Гейтс пророчит нам новую пандемию в ближайшие три года. Большой парень что-то знает или что-то запланировал?

Итак, что нужно монополиям для закрепления успеха в охоте на homo idoneus, человека платежеспособного?

  1. Полный контроль над нашими мыслями. Отсюда внедрение искусственного интеллекта в процессы изучения контента наших аккаунтов в соцсетях. Раньше смеялись – где найти столько ментов, чтобы они читали мегатонны наших переписок. Нашли. Очень умные и предельно виртуальные менты. Цензурят мысль еще на подлете к пользователю.
  2. Диджитализация всех социальных проектов. За красивыми словами о цифровом сервисе кроется полная невозможность гражданина повлиять на любой процесс, происходящий внутри цифровой системы. Допустим такую ситуацию.

2010 год. Вы взяли кредит в банке, просрочили, банк с вами поругался, приостановил ваши карты, вы напряглись, отдали долг, все хорошо, все снова друзья.

2015 год. В этой же ситуации вы попадаете в чёрный список банка. Уже долг отдан, но карты не разблокированы. Вы идете в отделение банка, симпатичная девушка в фирменных одежках снимает галочку напротив вашей фамилии, мол, ошибка вышла, человеческий фактор.

2020 год. Вы в черном списке всех банков, но можете написать раз в год жалобу роботу, а он ответит, что проблема «на изучении».

2025 год. Робот будет принимать решение, давать вам какие-то деньги вообще на основании вашего профайла, так называемого «социального капитала». В Китае уже так делают. И люди терпят!

  1. Новая иерархия. Разложить социум по полочкам – всегдашняя мечта любой элиты. Разделенным проще управлять. Сейчас на повестке дня следующая расстановка. Вверху – новая элита, 1 процент от социума максимум (сейчас в элиту в разных странах принято вписывать от 5 до 7 процентов граждан), внизу – контролируемое идеей цифрового «равенства» стадо потребителей с привязкой к терминалу оценки социального капитала. Градуирование быдла по уровню лояльности (да хоть разноцветными штанами). Биопаспорта. Полные базы личных биоданных в руках компаний.
  2. Новая этика. Карательная психиатрия и карательная биотехнология как основное средство сдерживания протеста. Вас не будут держать в тюрьме, вам просто изменят один-другой ген, и вы – пожизненный овощ без права размножения.

Думаете, это фантастика?

Это все – реальные предложения самых продвинутых, самых гуманных, самых креативных лидеров экологически чистых корпораций в красивых джемперах.

 

Продолжение в следующем номере.

– Украина как полигон низкого уровня

– Почему у них ничего не получится

– Кластеризация глобализма

– Список катастроф 2021 года