В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть.
И.Ильф и Е.Петров, «12 стульев».
В отличие от уездного города N, в областном Кропивницком по количеству нарядных вывесок, умело сработанных фирмой «Ажиотаж», с большим отрывом лидируют аптеки, нотариальные конторы и магазины секонд-хенда. Кажется, что местные жители изо всех сил торопятся принять успокоительное, заверить завещание и принарядиться для собственных похорон. Но если фармацевты и нотариусы, что называется, «снимают углы» на центральных улицах, то магазины бэушной одежды арендуют престижные помещения, подбираясь к историческим зданиям.
Буквально на минувшей неделе пал кинотеатр «Зоряный», построенный в 1964 году под именем «Комсомолец». Впрочем, кинотеатром он перестал быть еще в 2014-м. Что происходило минувшие шесть лет в фойе бывшего большого кинотеатра, вы сами видели. Но все эти годы теплилась надежда, что здание в самом центре города, рядом с площадью Героев Майдана, ждет достойная судьба. Придет серьезный инвестор и превратит «Зоряный» во что-то вполне современное, яркое, зеркальное. Не хуже, чем «Сільпо» (в девичестве УТО) или Depo’t (он же – «Детский мир»). Но не случилось.
К сожалению, оправдался прогноз коллеги Рыбченкова, озвученный еще в 2013-м году: «А вдруг переиначат бывший кинотеатр под склад секонд-хенда? А что – большой, много барахла поместится…»
Еще раньше в бастионы секонд-хенда превратились некогда любимый тысячами кировоградских детей магазин игрушек «Колобок» и вполне уместное в центре города уютное кафе с болгарской кухней «Добрич». И это только на Большой Перспективной, в историческом центре города. А сколько их по всему городу – десятки? В Доме быта, в «Фуршете» на типографии, возле «Буквицы»… В спальных районах они на каждом квартале. Впрочем, я не большой знаток подобных магазинов, часто путаю их со стоковыми и вычисляю по запаху из открытых дверей и постоянным очередям в определенные дни и часы.
Не поймите меня неправильно, я совсем не противник магазинов секонд-хенда. Они есть во всем мире, и для обнищавшего населения Украины это просто находка. Я решительно против засилья подобных магазинов на центральных улицах города. Ну зачем же себя так позорить?! Представьте экскурсию для туристов по центру Кропивницкого: вот Музей искусств, вот бывшее казначейство, вот памятник Пашутину, вот «Зеркальный», а вот магазин секонд-хенда, а вот еще один, и вот, и вот… Уверен, такое обилие выставленного напоказ бэушного барахла не добавляет гордости за свой город его жителям. От слова совсем.
Думаю, депутатам и управлениям горсовета, дающим разрешения на открытие подобных торговых точек, нужно думать не только о доходах, но и о лице города, о его туристической привлекательности. В европейских городах центр – это самые разнообразные кафе, офисы банков и крутых фирм, фотозоны, галереи, бутики, а не аптеки буквально на каждом шагу, не адвокатские и нотариальные конторы, перегораживающие половину тротуара железной лестницей. Да и насчет магазинов секонд-хенда, надеюсь, вы меня поняли. Пусть они будут, но за углом, в переулке, а не гордо выставленными напоказ.
Не радуют глаз и облупленные фасады, хозяевам которых наплевать на внешний вид их частной собственности. В лучшем случае маскировочной сеткой можно прикрыть. Хотя такие громадины, как кинотеатр «Мир» или бывшее музучилище, за сеткой или билбордами не спрячешь. Пора бы городской власти серьезно поговорить с их владельцами.
В Кропивницком избран новый-старый мэр Андрей Райкович. Сейчас он борется с ковидом, форма тяжелая, но, тьфу-тьфу, уже идет на поправку и скоро вернется в строй. Понятно, что ближайшие его задачи – он их озвучивал – будут связаны с пандемией и отоплением. А потом, глядишь, придет время для очередной «большой стройки Райковича» – пора заняться площадью Героев Майдана и Центральным сквером. Они сейчас тоже секонд-хенд. А должны стать лицом города.
Роль молоді в місцевому самоврядуванні: аналіз і перспективи