«Нет, это не факт. Это гораздо больше,
чем факт. Так оно и было на самом деле».
Т/ф «Тот самый Мюнхгаузен».
Абсолютно не стыжусь признаться: всю жизнь верю в чудо. Не в рукотворное волшебство Дэвида Копперфильда и Амаяка Акопяна, а в невероятные, на первый взгляд, события, которые регулярно происходят с тобой, твоими близкими и знакомыми. И даже не пытаюсь их объяснить ничем иным, как вмешательством высших сил.
До конца дней своих мы с редакционным водителем Сергеем Гадомским будем помнить, как, возвращаясь из Киева после памятного выступления в Верховной Раде на парламентских слушаниях по свободе слова, где я выложил всю правду о кировоградском судейском беспределе по отношению к «УЦ» и другим СМИ, неподалеку от Золотоноши «поймали» в лобовое стекло брошенный из кустов обломок рессоры. Слетели на обочину, но чудом устояли. Потом оставили «заяву» на посту ГАИ и потихоньку поехали. Только дома обнаружил, что буквально весь усыпан мелким стеклом.
А сколько больших и малых чудес довелось наблюдать мне во время строительства Мемориала Хащеватской трагедии! Эта тема заслуживает отдельной публикации, но ее апофеозом я, пожалуй, назову пролет клина больших белых птиц над Мемориалом 16 февраля 2017 года непосредственно во время митинга, посвященного 75-летию бесчеловечного убийства более тысячи хащеватцев. Посреди зимы, день в день, час в час…
Уже четыре года, как строительные работы на Мемориале завершены, тысячи человек побывали тут, почувствовали невероятную ауру этого места, прослушали полный трагизма рассказ директора Хащеватской школы Елены Михайловны Вдовиченко. Под присмотром Виктора Павловича Бевзенко поднялся Парк Памяти – липы, катальпы, рябины. Но цепь невероятных событий не прерывается.
Сотни раз на Мемориале звучало имя Ривы Ташлыцкой – 11-летней девочки, чудом спасшейся из расстрельной ямы. Она ночью выбралась из-под горы тел и, раздетая, побежала искать спасения в селе. Простые украинские селяне стали ее второй семьей, а 16-е февраля – вторым днем рождения. Но ужасы того дня никуда не делись из памяти Ривы, которая взяла фамилию своих спасителей и стала Верой Левицкой. Кошмары гнали ее прочь от страшного места…
И вот, предствьте себе, на минувшей неделе у Елены Вдовиченко раздается телефоный звонок, ей сообщают, что в Хащеватое, на Мемориал, едет внук Ривы-Веры Дима Чаплин. Он американский актер и танцовщик, а еще – участник шоу «Танці з зірками», в котором выступает в паре с Оксаной Марченко. Той самой. Собственно, именно Оксана и помогла осуществить мечту Димы – побывать на родине своей мужественной бабушки. Дальше было очень много эмоций: шок от увиденного и услышанного у Димы и Оксаны; шок от неожиданной, точнее – невероятной, встречи у Елены Михайловны и Виктора Павловича. Прямо оттуда, со ступеней Мемориала, Дима набрал бабушку и отца. Цитирую Александра Чаплина: «Я не могу передать чувств мамы, но могу сказать, что большего подарка в своей жизни она не получала, кроме того подарка, который ей преподнёс Бог». А затем пришло видео, на котором уже сама героиня благодарит создателей и хранителей Мемориала, всех земляков-хащеватцев за бережное отношение к памяти, за воспитание нескольких достойных поколений.
Увы, видимо, у каждого чуда есть обратная сторона – темная. А как иначе расценить появление на стене школьной котельной надписи, оскорбляющей честь и достоинство Елены Вдовиченко? Обидеть уважаемого и любимого педагога, нагадить ночью исподтишка – это несвойственно для Хащеватого. В селе точно знают, чьих рук это дело, полиция уже начала расследование, а возмущению хащеватцев нет предела – «з жінками воюють!».
Было бы неправильно закончить рассказ о еще одном невероятном событии в Хащеватом на столь минорной ноте. Вечером того же дня, когда директор школы наконец собралась домой, ее ждал сюрприз: все мерзкие надписи были тщательно зарисованы яркими хащеватскими мальвами, а рядом стояли юные художники:
– Бо ви найкраща, Олено Михайлівно! Ми вас дуже любимо!
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...