Благословенные места: такие разные и такие одинаковые

15:00
2363
views

Тем и привлекательна профессия журналиста, что иногда можно оказаться в самом неожиданном месте. Не так давно автодесант «УЦ» побывал в Йосиповке Благовещенского (бывшего Ульяновского) района и еще одном населенном пункте с очень интересным названием – в Наливайке Голованевского района.

Йосиповка

Село Йосиповка, или, как оно называлось до 1945 года, Юзефовка, было основано в XVII столетии. Точный год неизвестен. Населенный пункт разделен на две части речкой Синица. Левобережная и самая древняя часть села получила название Попеливка от первого казака по имени Попиль.

Правобережное поселение заселялось несколько позже и свое название Баланивка оно получило от первопоселенцев – семейства Баланов. А уже объединенное село получило название Юзефовка от имени управляющего одной из экономий – поляка Юзефа. Видимо, деятельность управляющего так врезалась в память тогдашним жителям, что поселение стало именоваться в честь его имени. Работы людям хватало. Был здесь и сахарный завод, построенный по распоряжению графа Потоцкого. В конце ХІХ века рядом началось строительство узкоколейки. Многие местные жители стали работать и там.

Первая церковь появилась в Юзефовке в XVIII веке. Деревянное однокупольное сооружение построили сами крестьяне на свои же средства. В конце того же века граф Потоцкий сделал щедрый дар крестьянам, выделив 10 тысяч рублей на строительство новой церкви. Построенная церковь имела прочную бетонную основу, красивый купол, часовню и колокольню. Церковную территорию огородили кованой металлической оградой, которая сохранилась до сих пор. По окончании Великой Отечественной войны церковь передали под сельский клуб, и через три года там возобновились богослужения. Простоял сельский храм до 70-х годов, но по приказу тогдашней власти был разрушен. Остался только забор. Теперь на месте церкви построен двухэтажный торговый комплекс.

Хорошая современная церковь в селе появилась в 2003 году. Она стала украшением села. Храм построили на средства известного предпринимателя, уроженца села Анатолия Цикалюка, тогдашних народных депутатов – земляков Поплавского и Червония (ныне покойного). 20 ноября 2003 года состоялось освящение Престола и храма Святого Архистратига Михаила, праздничную литургию провел Святейший Патриарх Украинской православной церкви Киевского Патриархата Филарет.

Голодомор коснулся и Йосиповки. Сведения об этом трудном периоде почти не сохранились. Вследствие поисковых работ удалось восстановить лишь небольшой список односельчан – жертв Голодомора 1932-33 годов. Также установлены на территории сельского совета и места захоронения умерших от голода крестьян.

Новое страшное горе на село свалилось в 1941-м. Первого августа 1941 года Юзефовку оккупировали немецкие войска. Перестала работать школа, кабинеты которой полностью засыпали зерном для отправки в Германию. 148 юношей и девушек из села вывезли на принудительные работы во вражескую страну. 212 жителей села погибло на фронтах Великой Отечественной войны. 12 марта 1944 года Юзефовку освободили от немецких оккупантов.

В 1945-м село переименовали в Йосиповку, потому как польское имя Юзеф по-украински звучит как «Йосип». Был здесь и свой Герой Советского Союза – Иосиф Афанасьевич Кулик. Родился он 8 марта 1912 года в Йосиповке в крестьянской семье. В селе окончил пять классов, работал в колхозе. В июне 1941 года призван в ряды Красной Армии. Закончив саперные курсы в Житомире, был направлен командовать взводом. Воевал на Юго-Западном, Южном, Северо-Кавказском и 1-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен и дважды контужен. Вместе со своими саперами обеспечил форсирование Дона, Днепра, Вислы, Буга, Одера. Особенно отличился в июле 1944-го на Висле, где руководил десантной переправой. Полтора суток под минометным обстрелом и пулеметным огнем со своим взводом переправлял на левый берег реки наступающие подразделения. За свой подвиг и был удостоен звания Героя.

На въезде в село со стороны Благовещенского нам бросилась в глаза нетипичная для наших дней картина. Старенькая лошадка устало шла по полю и тянула за собой древнюю борону. Разумеется, был и погонщик, указывавший лошади правильный курс. Рядом с участком стояла телега, около которой щелкали семечки двое местных жителей. Это были хозяин этой земли Николай Иус и его соседка. На вид им где-то под пятьдесят лет, но это явно вследствие «тяжелого» образа жизни. По паспорту они наверняка моложе. По словам Николая, он нанял работягу с конягой заборонить огород. Для сегодняшней Йосиповки подобное занятие для сельского жителя вновь становится нормой.

– В нашем селе фактически ни для кого нет работы. Большинство людей живут с огорода и на «отстегивания» арендаторов за наши паи. Бедуют люди. У нас есть два фермерских предприятия, но туда набрали определенное количество работников, а оставшимся приходится выживать. Еще очень странно то, что многие и не хотят работать. Такая же ситуация с безработицей в соседних селах – Мечиславке и Больших Троянах. На родине Михаила Поплавского (Мечиславка. - Авт.), в его хозяйстве, тоже не все так гладко, как кажется. Требования к работникам большие, а платят гроши, - рассказал Николай.

Две местные жительницы с велосипедами, которых мы встретили около красивой церкви – Татьяна и Мария, - также жаловались на тяжелый уклад нынешней жизни в их некогда процветающем селе.

– В советское время здесь был колхоз-миллионер. Много за то время было построено именно для сельчан. У всех была работа, бездельников не было. Да и старались мы. Работали. Сейчас из села много молодежи убегает. Отучились в школе и уезжают поступать в институты. Потом, после их окончания, не возвращаются. Было время, когда здесь покупали хаты, а теперь на окраинах одни руины. Много окраинных пустующих домов, которые грабят. Разбирают по камушку. Сначала забирают весь металл, который есть в доме, а потом – шифер и кирпичи.

Но не все так плохо в этом селе, как показалось на первый взгляд. Опять-таки, по словам местных жителей, новый сельский голова Тамара Гасинская после своего избрания сразу взялась за работу. В детском саду поменяли окна, преобразилась школа. Там тоже заменили окна и двери. Громада постаралась. Местные хвалят руководительницу сельского совета, и действительно, есть за что. Те изменения и новшества, которые появились при ней, уже указывают на то, что здесь стремятся к лучшей жизни.

Интересовал нас и вопрос создания объединенной территориальной громады. Как заметила сельский голова, пока об этом говорить рано. Вопрос находится в стадии обсуждения. И когда он решится, пока неизвестно…

Наливайка

Село интересно уже своим неоднозначным названием. В Голованевском районе принято говорить: «В Межиречке гонят, в Наливайке наливают, а в Троянке пьют». Конечно же, нам очень хотелось узнать историю названия села, но, к сожалению, все те, с кем пришлось пообщаться, были, как они себя называли, «привезеними». Из десяти человек нам не попался ни один коренной житель этого населенного пункта. Все они были из соседних сел – женились или замуж вышли и переехали. А один был вообще с Урала. Так что историческую справку пришлось доставать другим путем.

Первое письменное упоминание о селе датируется 1764 годом, когда владелец земли граф Франциск Салезий Потоцкий дал разрешение на строительство в селе деревянной церкви. В некоторых описаниях предполагается, что село основано на 100-150 лет раньше указанной даты. А это именно период национально-освободительной борьбы украинского народа от польского гнета под предводительством Богдана Хмельницкого и кошевого атамана Запорожской Сечи – Ивана Сирко. В то время это была территория Запорожской Сечи, границей которой была река Синюха, на картах 1649 года она уже достигала границ Уманского казачьего полка, поглотив полностью территорию нынешнего Голованевского района. Вполне вероятно, что Наливайка стояла на распутье одного из татарских путей, ориентиром которого была река Ятрань. В разные периоды на этой территории были казацкие посты, дозоры и зимовщики.

Относительно происхождения названия села существуют версии, что она связана с именем Северина Наливайко, предводителя крестьянского восстания против польских угнетателей 1594-1596 годов, или другого казака с такой же фамилией. Предполагается также, что село основали выходцы из села Наливайковка Киевской области. И для этого есть основания. На картах Подольской губернии за 1803 год села Наливайка и Шепилово обозначены как Наливайковка и Шепиловка. Легенды легендами, а вот часть села с местным названием Казачка в комментариях не нуждается.

О том, что село древнее, говорит и тот факт, что здесь археологи обнаружили поселения трипольской (IV-II тыс. лет до н. э.) и черняховской (II-VII вв. н. э.) культур. Ходят здесь и легенды о подземных ходах чуть ли не до Умани. Но подтвердить эту информацию нам никто не смог.

Во время Гражданской войны через Наливайку в свой последний рейд на Румынию прошел Нестор Махно. Согласно данным, которые удалось добыть, помнят здесь о нем не как о самом достойном человеке. Порубленные саблями его вояк жители ближайших сел не могут оставить хороший след в памяти. Черной тучей пронесся над селом и Голодомор. Здесь в 1932-1933 годах от голода умерло 208 человек.

6 августа 1941 года – еще одна трагическая страница в истории этого края. Именно в этот день были разбиты 6-я и 12-я армии, попавшие в окружение в районе урочища Зеленая Брама. Но бои у Наливайки и близлежащих сел продолжались до 11 августа 1941 года. Из 73-х имен бойцов, погибших и погребенных в Наливайке, известно лишь одно – Коваленко Владимир Саввич, военный врач. Во время оккупации на работы в Германию отправили 51 человека, в основном из числа молодежи. А освободили Наливайку 13 марта 1944 года бойцы 63-й Краснознаменной кавалерийской дивизии 53-й армии.

Послевоенное время было для жителей села сложным. То неурожай 1946 года, то еще какая-то напасть. Только в начале пятидесятых жизнь здесь стала налаживаться. За период с пятидесятых до девяностых годов здесь были построены клуб, школа. Бурными темпами развивалось животноводство. Были нормальные дороги. У всех была работа. Сейчас так же, как и в Йосиповке, с работой здесь сложно. На местном сельхозпредприятии работают «найманці» из других населенных пунктов, а то и из других регионов. Местных по какой-то причине не берут. Так что жизнь здесь несладкая. Большинство жителей работают где придется, а то и просто выживают за счет собственного участка. Многие выехали на заработки в европейские страны…

Послесловие

Два таких разных и таких одинаковых по существующим проблемам села, пережившие и взлеты, и падения. Жители их чаще всего жаловались на житье-бытье, но по внешним приметам было заметно, что особенно унывать им не стоит. Есть вполне добротные и ухоженные дома, обработанные земельные участки…

Фото Олега Шрамко, «УЦ»