Общественная организация VoxUkraine (ее основатель Тимофей Милованов – президент той самой Киевской школы экономики, которая учила уму-разуму новоизбранных депутатов Рады от партии «Слуга народа» в Трускавце) провела исследования касательно того, можно ли в Украине купить-продать землю сельскохозяйственного назначения. Вообще-то из-за моратория продажа такой земли у нас запрещена. Но только на ведущей интернет-площадке OLX исследователи нашли 5620 предложений о ее продаже. Благодаря исследованию отчасти стало возможным понять, сколько сегодня стоит наша земля, пресловутый чернозем.
Проанализировав объявления с заявленной ценой, можно понять: на Кировоградщине земля таки ценится. У нас она дороже, чем даже в Одесской области, где цены на все ой-ой-ой какие. Самая дорогая земля – на Львовщине, даже дороже, чем в Киевской области, где вокруг столицы живут в поместьях тысячами олигархи, президенты, министры, просто состоятельные люди.
В среднем за гектар земли в Кировоградской области просят 41 тысячу 900 гривен. Больше полутора тысяч долларов, хотя всего несколько лет назад на одном из земельных форумов у нас в областном центре доводилось слышать, как с пеной у рта знатоки доказывали, что, если открыть рынок земли, то селяне продадут всю ее по 300 долларов за гектар китайцам или немцам. Забавно – еще и рынок земли не работает, а она уже имеет пристойную цену. Кстати, в соседней Молдавии, где разрешили продажу земли в 2000-м году, она с тех пор выросла в цене в десять раз. 19 лет назад гектар можно было купить за 200-300 долларов, сейчас уже за 2500-3000 тысячи. А у нас и без рынка, с мораторием цена уже неплохая.
Поискав участки земли на Кировоградщине на других сайтах, мы тоже нашли примечательные предложения. Например, на популярном сайте ria.ua предлагают продать 7 гектаров в Устиновском районе за 23 тысячи долларов, это почти 3 тысячи 300 долларов за гектар. Дороже, чем в Молдавии. Причем пишут: «Все юридические вопросы решаемы». Как они могут быть решаемы, пока продажа земли сельхозназначения запрещена? Да все мы понимаем, как! Есть правильные юристы, благодушные нотариусы, нет только органов правопорядка и судов, которые бы пресекали незаконную торговлю.
Кстати, самая дешевая в стране земля находится в Донецкой и Луганской областях. Объяснять почему, думается, нет смысла. Зато нет данных по Ивано-Франковской области, там не продает никто. Еще бы – в окрестностях лыжного курорта Буковель земля сейчас стоит почти как на Крещатике.
А за аренду земли в прошлом году жители Кировоградской области получили в среднем 54 доллара за гектар, или около полутора тысяч гривен. Хотя уже сейчас могли бы продать свою землю за 42 тысячи. И, может быть, ваша бабушка впервые в жизни съездила бы в какой-нибудь Египет, посмотреть мир. Все может быть, президент Зеленский обещает конец мораторию на продажу земли со следующего года.
Но почему сейчас не пресекается незаконная торговля гектарами?
Дело в том, что постановлением Кабинета Министров Украины от 14.01.2015 г. (еще при Януковиче и Азарове) определено: «Держгеокадастр є центральним органом виконавчої влади, який реалізує державну політику у сфері державного нагляду (контролю) в агропромисловому комплексі в частині дотримання земельного законодавства, використання та охорони земель усіх категорій і форм власності, родючості ґрунтів».
То есть одна из самых коррумпированных не то что в Украине, но и в мире структур должна следить за законностью в сфере земельных отношений? Любой человек, близкий к земельным делам, знает, что, даже чтобы унаследовать от ушедших родителей пай и оформить на себя, могут уйти годы «благодаря» работе этой организации по выкачиванию денег.
Серьезно изучив архивы нашего МВД, можно понять, причем к земельным вопросам полиция. Результаты поразительны! Нет сообщений о том, что, например, бабушка продала фермеру свой пай в три гектара, а это незаконно, и их арестовали. Почти все до единого сообщения – о том, как председатель сельсовета или глава ОТГ пойман на взятке за то, что хотел передать кому-то государственные гектары в пользование. Понимаете соль? Все дела – лишь о взятках и о государственной земле, это сфера работы полиции, правда. Кто-то хоть раз слышал, чтобы Госгеокадастр кого-то взял за продажу сельскохозяйственной земли? Нет, конечно. Да у них и некому брать, нет у них своего ОМОНа, «Беркута» или «Корда». Нет следователей и оперов. Есть лишь клерки по работе с документацией, землеустроители, геодезисты, оценщики…
Так что не стоит удивляться, почему у нас землей открыто торгуют налево и направо. А потому что никто с этим не борется. Хотя на месте фискальной службы я заинтересовался бы темой – там же сотни миллионов фигурируют. Нет, конечно, эта государственная служба вполне неплохо себе собирает налог на землю. На 1 июля этого года в Кировоградской области собрано 386 миллионов гривен платы за землю, что весьма солидно, на 82 миллиона больше, чем за такой же период прошлого года. Но они собирают лишь ежегодный рентный налог. И, по большому счету, им все равно, с кого его собирать, – с бабушки ли, собственницы пая, или с крупного агрохолдинга. А за сделки по купле-продаже фискалы не получают ничего!
Хотя, может, и слава Богу. У нас и так налоги на уровне Японии и Австрии, только там почему-то зарплаты немножко выше, да и земля, кстати, в Японии самая дорогая в мире, в Токио есть участки по триллиону долларов…
Но вернемся к нашему Госгеокадастру. При Порошенко у Госгеокадастра забрали право на регистрацию земельных участков и все, что с ними происходит, сдача в аренду – в первую очередь. С 1 января 2016 года эта функция перешла к Госреестру. То есть вроде бы права или новые обстоятельства касательно вашей земли вы можете оформить в Центре предоставления административных услуг (по-украински Центр надання адміністративних послуг, ЦНАП) – такие сейчас открыты в каждом районном центре, и даже в поселке Соколовское под Кропивницким есть свой отдельный ЦНАП. Там за пять рабочих дней вам обязаны все сделать, могут даже быстрее, но за доплату. А так всего за 190 гривен вы вроде бы можете в течение недели, к примеру, унаследовать землю. Но дьявол кроется в деталях.
В ЦНАП (а можно даже пойти к любому нотариусу, он сам все сделает, но возьмет с вас гонорар) надо предоставить кучу документов:
– копию и оригинал паспорта заявителя;
– копию и оригинал идентификационного номера;
– подтверждение оплаты административного сбора (0,1 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, по состоянию на 2019 г. – это 190 грн.);
– документ – основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство о праве на наследство и т.д.);
– доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
– оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.
Но самое главное – надо предоставить выписку из Государственного земельного кадастра. В ней указано многое – кадастровый номер, номер выписки, дата формирования выписки (серьезно, там так и пишется – «дата формування»), место расположения, целевое назначение, категория земли, площадь, форма собственности, сведения о проекте землеустройства и еще десятки разных данных. Документ такой состоит из пяти стандартных страниц формата А4.
Чтобы получить эту выписку, в Госгеокадастр надо подать девять документов! Так вот, чтобы кучу этих сведений обработать, добыть и внести в итоговый документ, работникам кадастра по закону должно хватить три месяца! Но «УЦ» не раз писала о совсем других сроках, помнится, была история, что человек из села больше двух лет не мог получить документ на собственную землю! Нет, конечно же, это было при «папередниках», сейчас, при новой власти, такого быть не может…
Но землю почему-то активно продают, хотя это и запрещено. Как так может быть?!
Вот как это прокомментировал для «УЦ» Сергей Верко, в свое время председатель Кировоградской областной организации «Фонд защиты землевладельцев и сельхозпроизводителей», член общественного совета при Госагентстве по земельным ресурсам, сельский голова Овсяниковки Кропивницкого района (там в свое время проходили масштабные этнофестивали «Дикая груша»): «Де-юре сільськогосподарська земля не продається. Фактично в обхід закону продається право користування землею, яке через 49 років можна облудно перевернути на право власності на цю землю. Ціну на землю формує ринок. І, наприклад, у Франції 1 га коштує 15-18 тисяч доларів. З часом і в нас ціна на землю буде рости й рости. Ринок землі треба було запустити ще багато років тому».
Эксперт упоминаемой в начале статьи организации VoxUkraine Дмитрия Яблоновский считает, что со временем у нас цена гектара может вырасти до 10 тысяч долларов: «Будет зависеть от того, какие будут ограничения. Если мы скажем, что землю будут покупать только физические лица и только 200 га, то спрос будет меньше. Если позволим покупать агропредприятиям, спрос будет больше, владельцы паев получат большую цену… Если бы мы открыли хотя бы с ограничением рынок, цена постепенно автоматически возросла бы до 2-3 тыс. долларов.
В Польше цена за гектар земли сельскохозяйственного назначения доходит до 10 тыс. долларов. Но там сформированный рынок, где могут покупать все, даже иностранцы, хотя определенные ограничения есть.
Может ли в Украине цена вырасти до 10 тысяч долларов? Я думаю, что может, но это вопрос 5-10 лет. Очень зависит от ограничений… Политики побаиваются разрешать покупать большим агрохолдингам, иностранцам и так далее. Существующие концепции содержат ограничения – временные или постоянные. Это влияет на спрос.
Я как экономист могу сказать: хотите больше цену за пай – позволяйте максимальному количеству покупать эту землю. Если побаиваетесь из-за политических страхов, что кто-то что-то купит, что-то пойдет не так, тогда придется ограничить».
Геннадий Рыбченков, «УЦ».
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...