В Кропивницком светила Lampa

13:42
2742
views

Всеукраинский фестиваль документального кино – оте­чественного и польского – впервые прошел в нашем городе.

«Lampa.Doc – это уникальное художественное мероприятие, популяризирующее культуру просмотра современных документальных фильмов на киноэкране в самых отдаленных уголках Украины, где зрители не имеют такой возможности», – сказано на официальном сайте. Насчет «уголков» организаторы немного поторопились, ведь в календаре – не такие уж и далекие от цивилизации Луцк, Червоноград, Кропивницкий, Житомир, Запорожье и Умань. Но что касается «культуры просмотра» – абсолютно правы. В программе – двенадцать фильмов производства Украины и Польши 2016 – 2017 годов, каждый из которых достоин отдельной статьи.

В Кропивницком просмотры начинались в 20:30 на Театральной площади. С 11 по 13 августа под открытым небом собирались несколько десятков местных любителей документального кино. Показам предшествовали лекции авторов фильмов – вернее было бы их назвать творческими встречами – в театре им. Кропивницкого.

Перед демонстрацией последней четверки фильмов организаторы отметили всех, благодаря кому фестиваль состоялся. Это Ирина Николаенко со своей командой Artcomb, глава облгосадминистрации Сергей Кузьменко и руководитель департамента культуры ОГА Валентина Животовская, канал «Кировоград», коллектив театра и другие. «Нам было очень хорошо работать в Кропивницком, здесь – чудесная локация, – отметила одна из организаторов Lampa.Doc Наталья Красильникова. – Даже больше: нам впервые так комфортно работалось».

Особое спасибо – Государственному агентству по вопросам кино и Институту Адама Мицкевича.

Определить лучшую ленту невозможно, все двенадцать хороши. Ирония («Первый поляк на Марсе»), просто интересные истории о людях («Вариация на виолончели соло»), жизненных ситуациях («Три разговора о жизни») и даже о мозаиках Мариуполя («Металлурги»), остальные восемь… Кино на любой вкус.

Оставим, впрочем, критические замечания кинокритикам. Лично для автора этих строк, который разбирается в кинодокументалистике на уровне «зацепило – не зацепило», практически откровением стали «Родные». Вот что говорится в описании: «Гражданин России, рожденный в СССР, украинец Виталий Манский путешествует по Украине, чтобы исследовать украинское общество после Революции Достоинства, или Евромайдана, на примере своей собственной семьи, живущей в разных концах страны: во Львове, Одессе, на Донбассе и в Крыму. Лента ищет причины конфликта, после которого граждане одной страны оказались по разные стороны баррикад, в том числе и семья режиссера». Бесконечные неспешные разговоры, довольно мрачные краски – поверьте, это надо видеть. И хотя однозначную причину конфликта между странами и людьми найти вряд ли удастся, глубина высказанных в фильме мыслей поражает. А выводы каждый сделает сам, ведь документальное кино такого уровня рассчитано именно на думающих зрителей.