«Aллюзии» от семьи Шутко

14:36
4243
views

Alluzion – так назывался концерт известного украинского скрипача Остапа Шутко, который после долгого перерыва вновь приехал в Кировоград-Кропивницкий, да не один, а со всей семьей – женой Ольгой и тремя сыновьями, Романом, Назаром и Андреем. На латыни alluzio – это намек, шутка, и это не случайно: в этот замечательный весенний вечер зрители сполна насладились и серьезными классическими произведениями, и шуточными, и шутками самого Остапа Шутко, и, конечно же, исполнительским мастерством всего семейства Шутко.

Нам неожиданно повезло: в ожидании, пока закончится съемка программы областного телевидения с Остапом, удалось поговорить с Ольгой Шутко и ее сыновьями.

Оказывается, они с Остапом познакомились в камерном ансамбле выдающегося Богодара Которовича «Киевские солисты», где она, виолончелистка, работала концерт¬мейстером, а Остап пришел туда после учебы в аспирантуре школы Гилдхолл в Лондоне. О том, что ее муж будет музыкантом, в то время она не думала, хотя сейчас считает очень правильным, что муж и жена занимаются одним делом. По большому счету, это хорошо, что можно решать и рабочие, и бытовые проблемы, и с детьми позаниматься – ведь у них, кроме музыки и общеобразовательных предметов, еще английский и французский…

– А как у мальчиков получается совмещать учебу, концерты, конкурсы?

– Они учатся в специализированной музыкальной школе-десятилетке. Таких в Украине четыре – в Киеве, Харькове, Одессе и во Львове. Там есть возможность для одаренных детей, которые ездят на конкурсы и у которых концертная деятельность, сдавать школьные предметы экстерном. Мы же стараемся по возможности подстраивать поездки под каникулы, чтобы дети меньше пропускали. Они учатся хорошо, в числе успешных учеников.

Вопрос, заниматься ли детям музыкой, в семье Шутко не стоял.

– Бабушка сказала (мама Остапа – скрипачка, народная артистка Украины Лидия Шутко. - Авт.) быть музыкальной школе, и никто не возражал. Вопрос заключался только в выборе инструмента. Наш старшенький, Роман, ему было шесть лет тогда, сказал: я стоять не буду, у меня шея болит, все затекает… (Смеется.) Ну что ж, не хочешь стоять – будешь сидеть за фортепиано. Со средним, Назарчиком, мы начали заниматься скрипкой. Ну а у младшенького, Андрейчика, выбора уже не было, и ему досталась виолончель. Он не очень сопротивлялся, и ему нравится. Отец Остапа тоже был скрипачом, а его родной брат – Шутко Мирослав Иванович – в Ужгороде виолончель преподает, один из лучших в Украине преподавателей виолончели, и с Андрейчиком иногда занимается тоже. Так что у нас складывается музыкальная династия, и мальчишки – уже третье ее поколение.

– Вы видите будущее своих детей только в музыке?

– Я – да! Только музыка! – отвечает на мой вопрос Роман. Назар в это время очень сосредоточенно и с неимоверной скоростью вращает пальцами кубик Рубика и только пожимает плечами, а Андрей вертится на стуле, как самый обыкновенный мальчишка, и с виду не очень вникает в суть беседы.

– Ромчик у нас любит кибер-спорт,  – говорит Ольга,  – и не оставляет надежды в нем прорваться…

– Я хотів ще займатись футболом, але сказали, що мої зовнішні дані не дуже підходять для цього,  - подхватывает Ромчик.

Ольга рассказала, что они даже попытались отдать сына в футбольную секцию, однако тренеры однозначно отговорили их, мотивируя, кроме физических данных, тем, что музыка будет отнимать у парня слишком много времени, и его не хватит для тренировок. Потом был «поход» в легкую атлетику – пятиборье, однако Роман освоил только бег и плавание, и снова музыка перевесила.

Мы много говорили с Ольгой и Романом о музыке, о том, что бывают случаи, когда дети бунтуют и отказываются заниматься, но у них, слава Богу, этого не случалось, об их гастрольных поездках… О том, что скрипачам и виолончелистам намного проще – они свой инструмент возят с собой, а вот рояль в футляр не сложишь. А ведь не во всех городах в залах, где семейству Шутко приходится выступать, вообще есть рояль, а если и есть, иногда не лучшего звучания и приходится приспосабливаться, но, если инструмента нет, выручает электронное пианино. Роман рассказывал о том, как чувствует себя за электронным и за классическим инструментом… Кстати, на мой вопрос, может ли он отметить города, где очень комфортно чувствовал себя за роялем, настолько инструмент был хорош, Роман назвал Львов, Черновцы, Ивано-Франковск, Ужгород и Миргород. Согласитесь, маловато для Украины… А из гастрольных курьезов, смеясь, рассказали об отвалившейся у рояля ноге во время их выступления в Диканьке.

– Ольга, как можно приучить детей слушать хорошую музыку, ходить на концерты классической музыки?

– А я не знаю! Мои тоже слушают рок и разную музыку. Но хорошую. Многое, я считаю, зависит от преподавателя (и в обычной школе, и в музыкальной. - Авт.). Он может приучить ходить на классические концерты и слушать музыку, а может и отбить желание. Смотрите, сколько у нас музыкальных школ, училищ, консерваторий! А выходишь иногда на сцену – полупустой зал… Где все эти люди? Почему они не ходят на концерты? Получается, что у них отбивают желание слушать классику?

– Якщо сам викладач не ходить на концерти, його учні теж не будуть ходити, - снова подключается к разговору Роман.

– Нужно ли обязательно отдавать детей в музыкальную школу?

– В Европе во многих странах в общеобразовательных школах обязательно есть уроки музыки. Только не так как у нас, что дети только поют, а осваивают какой-то музыкальный инструмент – фортепиано, гитару. Не профессионально, для себя – уметь сыграть какую-то песенку, но обязательно уметь. Я думаю, стоит и у нас учить детей музыке. Родители должны уговаривать детей, не заставлять, а именно уговаривать…

Еще одна тема, которую мы затронули, - это музыкальные конкурсы. Ольга рассказала, что концертная деятельность и участие в конкурсах – это совершенно разные вещи. Участвуя в конкурсе, нужно играть безупречно, а самое главное – то и так, как нравится жюри. Это вопрос конъюнктуры. Зачастую та музыка, которую исполняют на конкурсе, интересна только членам жюри, а не публике, тем более украинской. Наши люди больше настроены на позитив, на веселые произведения, а более всего – на вокал. Часто бывает, что, услышав, что у нас в концерте только инструментальная музыка, расстраиваются. Поющая нация! С другой стороны, участие в конкурсах позволяет музыканту сделать качественную концертную программу.

– А какую музыку слушаете вы?

– Я тоже слушаю разную музыку. Например, очень люблю Рианну. Кстати, мы очень много стали делать кавер-версий – Челентано, «Океан Эльзы»… Наш стиль называется кроссовер, это не эстрадная версия, а классическое, академическое прочтение хорошей музыки. Мы много слушаем классической музыки, и не мы одни ищем, потому что академическое искусство, к сожалению, уходит от реальности…

Продолжить интервью – уже с Остапом Шутко – нам пришлось после концерта. Хочется, чтобы те, кто на нем не был, очень пожалели об этом. Как всегда, на высоте был камерный оркестр кировоградской филармонии «Концертино» под управлением Натальи Хилобоковой, в сопровождении которого выступали наши гости. Репертуар – просто потрясающий: и произведения Богданы Фроляк, которая много пишет специально для Остапа и Ольги Шутко, и Венгерский танец №5 Брамса, и «Турецкий марш» Моцарта, в который Роман Шутко блестяще добавил джазовые импровизации. Совершенно потрясающие «Горячая канарейка» П. Неро, «Кот, который танцует вальс» Лероя Андерсона и «Свистун и его собака» Приора (ее блестяще просвистел Назар) семья Шутко посвятила всем птице-, кото- и собаколюбам нашего города. А еще была музыка из фильма «Паганини» и мегапопулярная Skyfall Адель… Ну а порвали зал композиции «Океана Эльзы» «Стреляй» и «Холодно». Да, это нужно было слушать! Ищите теперь в Интернете, чтобы знать, что вы пропустили! Кстати, наверняка порадовали публику и розыгрыши двух подарков, а также автограф- и фотосессия после концерта, во время которой сделать селфи с семейством Шутко могли все желающие. А мальчишки дали автографов гораздо больше, чем их родители!

И вот наконец-то филармония опустела, и мы можем поговорить с Остапом Шутко.

– Коли говориш про сімейні музичні колективи, чомусь згадуєш тільки сім’ю Джексонів та «Сім Сімеонів»  Овечкіних, більш відомих своїм намаганням угнати літак. Чи часто ви зустрічаєте сімейні ансамблі?

– Я не знаю такого рівня музикантів, щоб усі так грали. Не зустрічав.

– Тобто ми можемо вважати вашу родину ексклюзивом?

– Так! (Сміється.)

– Свого часу ви залишили викладацьку діяльність і зосередились лише на концертній. Чи не жалкуєте?

– Ні, не жалкую. А як викладач я трошки реалізовуюсь зі своїми дітьми.

– Ви започаткували стипендію для музично обдарованих дітей. Чи багато в Україні таких і скількома з них ви опікуєтесь?

– Насправді талановитих дітей в Україні дуже багато. Питання в іншому: чому так стається, що вибиваються в люди лише одиниці? Коли дитині шість – сім – десять років, звичайно, вимоги одні, і можна авансом отримати якісь стипендії. Але коли вже чотирнадцять – п’ятнадцять років і починають міряти іншим мірилом, тоді настає переломний момент, і дуже мало дітей переходять цей рубіж. Це так завжди було та буде, і все рівно, якщо з тих двохсот дітей, яким я допоміг своєю стипендією, хоч одна людина виб’ється в люди та стане хорошим музикантом, це буде дуже добре. Зараз є діти, які навчаються в консерваторії й навіть за кордоном, і мені приємно, що я до цього долучився. Але задача в іншому: показати, що, якщо дитина обдарована, має талант, вона вже в ранньому віці може отримувати дивіденди. Це важливо для батьків, щоби вони підтримували дитину.

Ну вот и закончилось наше несколько затянувшееся интервью. Остап и Ольга были уставшие, но очень довольные приемом нашей публики. Шутко-младший прилег в фойе на банкетку – так устал, а старшие дети отдыхали в гримерке. Наконец-то мы с коллегами вышли из филармонии, простите за штамп, полностью удовлетворенные общением с семьей Шутко. И знаете, в этот день не было стыдно за нашу публику – такого на классических концертах я давно не видела. Ждем следующего приезда Остапа Шутко, а он будет очень скоро. Следите за афишами и не пропустите!

Беседовала Ольга Березина, фото Олега Шрамко, «УЦ»