Шахтеры и геологи, две эти профессии незаменимы в индустриальном Донбассе. Чтобы добыть уголь, его надо сначала найти. Геннадий Кондратьев ради геологоразведки в корне сменил специальность.
В прошлом веке Донецкий угольный бассейн относился к наиболее изученным и разведанным территориям. По запасам угля во времена СССР он занимал третье, а по добыче первое место в стране. Для того чтобы определить залежи угля была необходима геологоразведка. Геннадий Кондратьев более тридцати лет своей жизни отдал поиску «черного золота».
Как зоотехник стал бурильщиком
Уроженец Магнитогорска Челябинской области, Геннадий Михайлович в 1950 году вместе с семьей переехал на Донбасс. Многодетная семья поселилась в поселке Шевченко неподалеку от Красноармейска. Через пять лет юноша закончил десятилетку и поступил в Донецкий сельскохозяйственный техникум. Свой трудовой путь молодой зоотехник начал в совхозе «Горняк2». Но через пару лет Геннадий задумал сменить профессию.
Шел 1966 год. Страна возрождалась после войны. Для промышленности необходим уголь. Старые дореволюционные рудники свои запасы исчерпали. Быстрыми темпами развивалась углеразведка. Не хватало людей, и Геннадий Кондратьев недолго думая сменил сельское хозяйство на романтику буровых установок. Устроился в Красноармейскую геологоразведочную экспедицию.
«Я сразу полюбил свою новую работу, – рассказывает Геннадий Михайлович, – начинал вторым помощником сменного бурового мастера. Через полгода сам стал мастером. Бурил быстро, иногда и рисковал».
Ускорять темп свежеиспеченному бурильщику Кондратьеву позволили знания, которые он получил экстерном в Днепропетровском геологическом техникуме.
Риск благородное дело
Курсы проводились в Артемовске. Способный молодой человек быстро схватил азы профессии и сразу начал применять их на буровой. Геннадий даже разработал свою собственную методику бурения. Специалиста стали приглашать на другие скважины для ликвидации аварий.
«Да там нет ничего сложного, – недоумевает Геннадий Михайлович, – я просто не боялся рисковать. Бывает, потеряли колонну и не находят, месяц ловят обрыв. В таких случаях надо бурить на новом месте».
Разведка угольных пластов шахт имени Стаханова и «Красноармейской-Западной» дело рук мастера буровой установки Кондратьева. Сейчас эти шахты называются соответственно «Капитальная» и ПАО “Шахтоуправление «Покровское»”.
За свой тридцатидвухлетний стаж в углеразведке Геннадий Кондратьев был не раз награжден почетными грамотами. Имеет звания «Мастер золотые руки» и «Лучший по профессии». В 1974 году бурильщик получил орден Трудового красного знамени.
«Количество пройденных метров при бурении, конечно, учитывалось, – поясняет Геннадий Михайлович, – но скважина должна быть еще и безаварийной. У меня практически не было аварий. За скорость и качество в бурении скважин мне вручили орден».
Верность профессии
Как первоклассного специалиста в 1977 году Родина откомандировала мастера Кондратьева в Венгрию. Там был целый городок с советскими специалистами, которые передавали свой опыт братской стране. Эта поездка называлась «семейная командировка».
Геннадия долго проверяли и, наконец, дали добро на отъезд. Но подвело здоровье. Банальный радикулит свалил могучего бурильщика. Поездка за границу не состоялась. Зато состоялась семейная жизнь. Рука об руку семья Кондратьевых прошла 53 года. Вырастили двух сыновей, радуются внучке.
В середине восьмидесятых Геннадия Михайловича собирались представить к Ордену Ленина. На тот момент это одна из наивысших наград СССР. Кандидатуру бурильщика проверяли вдоль и поперек, «до седьмого колена». Бесконечные анкеты, звонки из горкома партии. Проверка длилась три года, а к концу 1989 года все затихло.
«Дело шло к развалу СССР, – поясняет Кондратьев, – наверное, не до меня стало».
Вместо ордена в 1987 году он получил звание «Ветеран труда».
Геннадий Кондратьев работал на буровых до 1992 года. Потом вышел на пенсию. В этом же году прекратило свое существование родное предприятие, которое к тому времени стало называться “Добропольская геологоразведочная партия”. Летом ветеран труда и орденоносец отметит свой восьмидесятилетний юбилей.
За геологоразведкой будущее
Сейчас геологоразведка существует при угольных предприятиях. Без этой отрасли не могут работать шахты. Геологи это глаза горной промышленности. За геологоразведкой будущее. Каменный и бурый уголь, металлы и неметаллические полезные ископаемые, керамические, огнеупорные и бентонитовые глины, гипс и ангидрит, строительные и формовочные пески – всё это запрятано в недрах Донбасса.
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...