Вот уже третий месяц на Кировоградщине не работают урановые шахты государственного ВостГОКа в областном центре и Смолино. Это несколько тысяч человек коллектива и стратегическое сырье, которое называют основой энергетической независимости страны. Когда может возобновиться добыча и в чем вообще дело – мы пытались разбираться.
Пикантность ситуации в том, что за истекшее время на всеукраинском уровне было сделано немало громких заявлений по поводу, из которых все равно ничего непонятно. В начале июля Ингульскую шахту посетил Олег Ляшко, заявив впоследствии о том, что власть, мол, искусственно доводит предприятие до банкротства. Конечно, «чтобы освободить рынок для импортного топлива» или «за бесценок отдать шахту в частные руки». А в конце месяца было распространено заявление профильной ассоциации «Украинский ядерный форум», в котором причиной простоя шахт называют отсутствие специальных разрешений на добычу урановой руды, которые должны быть выданы Государственной службой геологии и недр Украины, а убытки Восточного горно-обогатительного комбината оцениваются в 300 миллионов гривен.
Там же сказано, что все необходимые документы ВостГОК подал своевременно, за полгода до окончания действия предыдущих разрешений. Заканчивается текст, как водится, политическими заявлениями – угрозой социальных волнений в условиях войны с РФ, замечаниями по поводу назначения министров по партийным квотам и т. п.
Непонятным остается одно: с чего вдруг кому-то в высоких кабинетах вдруг стукнула в голову такая блажь, как сознательное уничтожение прибыльного и, повторимся, стратегически важного государственного предприятия? Свет на причины происходящего не пролил и главный инженер самого комбината Виктор Пухальский, к которому мы обратились за комментарием, – как раз вовремя.
– Сегодня (3 августа. - Авт.) было совещание с участием народного депутата, наших всех уровней профсоюзов – от шахтного, предприятия, и до руководителя Атомпрофсоюза, представителей комбината и концерна «Ядерное топливо». Была достигнута договоренность, что в понедельник выносится наш вопрос, о выдаче спецразрешений на пользование недрами, на комиссию. Комиссия по регламенту, который утвержден Кабмином, проходит через неделю после того, как сформирована повестка дня. Руководитель Госгеонедр заявил, что решение будет принято положительное, исходя из тех документов, которые он уже видел, - в частности, сказал Пухальский.
Но пояснять, в чем конкретно загвоздка, отказался. И неудивительно – как выяснилось впоследствии, у Госгеонедр есть вполне конкретные вопросы к документам, которые предоставило предприятие. Об этом «УЦ» рассказал директор департамента инфраструктуры и промышленности Кировоградской ОГА Александр Корнюша, также присутствовавший на совещании, о котором идет речь.
– Стороны пытались достигнуть консенсуса, - говорит он. - Одна сторона, та, которая выдает разрешение, Госгеонедра, говорила об определенных неточностях. Другая сторона говорила о том, что с такими неточностями 20 лет предприятие работало, и не было проблем… Они (представители Госгеонедр. - Авт.), с юридической точки зрения, на мой взгляд, в чем-то и правы. Боятся нарушить, очень переживают, чтобы, не дай Бог, не занялись ими за нарушение каких-то процедурных, процессуальных норм правоохранительные органы… Вопрос застопорился на том, что там где-то были неточности по градусу залегания полезного ископаемого и так далее, были вопросы к технической документации.
Исправлял ли кто-то эти неточности, дорабатывал документы или нет – непонятно. Но 14-15 августа межведомственная комиссия, которая состоит из представителей Госгеонедр, правительства и общественности, будет урановый вопрос рассматривать. По, дословно, «оптимистическому сценарию» решение может быть принято до 18-го, считает директор департамента.
Действие прошлого специального разрешения закончилось 31 мая. С тех пор шахты стоят. Причем с необходимыми документами у ВостГОКа как-то не заладилось не только в Киеве, но и здесь, на месте. Сначала городской голова областного центра Андрей Райкович и депутаты местного совета не согласовали горные отводы, ссылаясь на то, что госкомпания, ведущая вредное производство под городом, не выполняет взятых на себя социальных обязательств.
Коллег поддержали и в совете областном, также не дав согласование. В результате переговоров между руководством Кировоградщины, ВостГОКом и госконцерном «Ядерное топливо» был подписан меморандум, который предусматривает в том числе строительство на территории региона завода по производству топлива для АЭС, достройки Новоконстантиновской шахты в Маловисковском районе. И ежегодные выплаты на социальные проекты территориям, где ведется производство, в общем объеме 5 миллионов гривен. После этого отводы были согласованы. Но первичным все равно остается специальное разрешение, которое выдает Киев.
Легко и приятно было бы просто влиться в дружный хор голосов, поносящих бюрократов из Госгеонедр и в том числе делающих себе на этом очередной политический пиар. Но, будучи до конца объективными, сложно не признать, что уран добывать – не морковку в огороде дергать, и то, что «с такими неточностями 20 лет работали» в этой сфере – вряд ли аргумент.
“Залізний RUN”