Это просто бандитизм – так один из собеседников автора этой статьи прокомментировал новость о массовом отчислении студентов из четырех десятков стран Донецким национальным медицинским университетом, международный факультет которого находится в Кропивницком.
Потому что, если 850 иностранцев действительно отчислят и депортируют – в приказе первого проректора Игоря Хрипаченко идет речь и о передаче списка в миграционную службу, – университет, скорее всего, просто прекратит существование. Он «живет» в основном за счет студентов из-за рубежа.
Когда эта статья появится в Интернете, суд в Кропивницком может уже рассмотреть вопрос приостановления действия этого вполне скандального распоряжения. А другой суд, в Киеве, может отстранить подследственного руководителя вуза Петра Кондратенко. Или нет.
– Если будет отстранен ректор, суд назначит нового исполняющего обязанности, который может отменить приказ (об отчислении), – поясняет Константин Ярынич, нардеп от медицины, инициировавший один из исков.
По его мнению, главный результат, достигнутый после нескольких дней разбирательств, разговоров с коллективом университета, – то, что студентов снова допускают к занятиям, хотя формально они все еще отчислены.
– Мы договорились, преподаватели идут на это. И ожидаем судебных решений. Обучение продолжается, студенты готовятся к сдаче КРОКа – лицензионного экзамена, – говорит Яынич.
На подходе международный скандал – уже звонили из нескольких посольств. Пока интересуются, как развивается ситуация. Желание учиться здесь тем временем покидает самих учащихся.
– Студенты готовы переходить в другие вузы. Если мы в ближайшее время не выровняем ситуацию, так оно и будет. Тогда мы потеряем университет как таковой, – констатирует Константин Ярынич.
Высказался и глава области – Сергей Кузьменко отметил, что проблема на слуху у центральных органов власти, и призвал правоохранителей, дословно, «дать по рукам людям, которые не понимают, что такое имидж страны, а видят только купюры».
Куда все-таки делись то ли 30, то ли 32, то ли 37 миллионов этих купюр, положенных на счета фирмы-посредника, кто внес залог за подозреваемого по тяжкой статье ректора, почему от имени государственного вуза с иностранцами общаются общественные активисты? Много вопросов пока без ответа.
Студенты говорят, такая «карусель» здесь с 2015-го, и это заставляет гостей все чаще смотреть на дверь. Второкурсник Хасан из Ливана говорит, что на фоне скандалов вуз за последнее время потерял около 500 учащихся.
«Где наши деньги?»
Эта фраза со многими акцентами стала лейтмотивом теленовостей в прошлый четверг. Несколько десятков иностранных студентов вышли на ступени филиала в Кропивницком. На плакатах – «Украина, мы доверяли тебе» и Why more dollars?
– Они сказали, что агентство (фирма-контрактер, которая занимается приглашением иностранных студентов. – Авт.) не оплатило, университет ничего не получил, мы не можем учить вас, вы должны заплатить и т. д., – говорит Умар из Пакистана. – 26 сентября я заплатил за обучение 6600 долларов, но университет имеет 1100 долларов на моем счету. Когда начались разговоры о том, что оплата большинства студентов не была перечислена полностью, мы показывали чеки, они говорили: «Все хорошо, передайте их в университет». Мы сделали копии чеков и передали. Теперь декан говорит: что мне делать с этими чеками? Вы не платили университету, это чек от агентства или что оно такое. Но мы платили в университете, в комнате № 137. Нас позвали на собрание и сказали, что мы должны оплатить остаток денег за следующий семестр. У нас два дня, чтобы подписать двусторонний договор, по которому мы будем должны в течение десяти дней заплатить от 1,5 до 2 тысяч долларов. Еще раз.
Сначала говорили о трех сотнях иностранцев, оказавшихся в подобной ситуации, – из Индии, Пакистана, Египта, Катара, Ливии, Ливана, Турции, Ганы, Португалии, Узбекистана… Оказалось, их больше.
– Мы сказали, что не собираемся платить, мы уже заплатили. Но нам угрожают – если не заплатите, будете исключены, – подчеркивает студент. – Если они были нелегальными, «неправильными», почему университет позволил им находиться внутри? Почему у них был офис рядом с офисом декана?
Таких историй тьма, только слушай. Все показывают чеки из комнаты № 137, у всех разные суммы. Соотечественник Умара Мохаммед перевелся из Китая, думал, что на выпускной курс.
– Потом узнал, что в этом университете нет групп пятого курса, – рассказывает он. – Агенты сказали, что я смогу сидеть с третьим курсом, написать КРОК, в следующем году написать второй КРОК и выпуститься. Я заплатил что-то около 12 тысяч долларов за первый год, теперь агенты исчезли, и университет хочет, чтобы я снова заплатил за обучение.
По словам Мохаммеда, он обратился в свое посольство. Там просили сохранять спокойствие, не совершать насильственных действий. Говорит, мы это и делаем, протестуем мирно. Сдержанны не все.
– Если я не могу продолжать обучение, они должны отдать мои деньги. Где эти агенты? – Джонсон Алабиси, оставившая троих детей на мужа и родителей, кричит сквозь слезы. – Деньги непросто зарабатывать в Нигерии! Агенты использовали мои деньги, чтобы купить много вещей, а у меня нет денег, у меня ничего нет!
Второкурсник с длинными бусами на шее, по виду – индус, уже ругается нашим матом. Он заплатил семь тысяч долларов. Баходир из Узбекистана – 2300, на счет университета попала половина.
Вопрос, кто у кого украл, посредник или университет, никого не волнует, да и не должен – они заплатили туда, куда было сказано.
– Это не наша проблема. Все в этом университете работали с этой компанией, – из разговора с группой африканских студентов. – Но я скажу грубо: какой сертификат нам выдадут о том, что, если мы заплатим еще, они не украдут наши деньги снова? Откуда нам знать?
Кто кому махинатор?
По имеющимся на сегодня данным, действующий ректорат ничего отменять не собирается. За обучение 850 иностранных студентов вуз, по словам его пока что первого лица, платит 37 миллионов гривен.
– Такую сумму нам не перечислила за их обучение фирма-контрактер. Если бы я не потребовал перечислить университету эти деньги, то тем самым нарушил бы законы Украины, касающиеся использования бюджетных средств. И мне бы инкриминировали уже не злоупотребление служебным положением, а нецелевое использование бюджетных средств. А это, говоря сленгом правоохранителей, совсем другая статья – от семи до 15 лет, – сказал ректор Петр Кондратенко в интервью.
Это уже после его задержания сотрудниками главка СБУ. Согласно сообщению службы, ректора подозревают как раз по «совсем другой статье». Речь о ч. 4 ст. 368 Уголовного кодекса Украины – получение неправомерной выгоды должностным лицом. От восьми до 12, с конфискацией.
По версии следствия, требовали руководители вуза с тех же посредников систематически, в случае отказа угрожали проблемами при оформлении иностранных абитуриентов. Задокументировали получение «одним из руководителей» университета двух автомобилей BMW общей стоимостью за сто тысяч долларов.
Кондратенко говорит, что да, одной из машин по доверенности пользуется жена, но в целом следствие – попытка его, ректора, убрать. За то, что преступную схему, мол, пытается пресечь как раз он. О том, что за арестованного на 60 суток подозреваемого внесен залог и он на свободе, сообщили в субботу утром. Называют сумму в два миллиона гривен.
Потенциальному взяткодателю тоже грозит до четырех лет. Говорят о восьми и даже 13 уголовных производствах, начатых в связи с финансовыми махинациями вокруг ДонНМУ. И еще деталь.
– Они (контрактер «Українські освітні послуги». – Авт.) работают не только с этим университетом, они работают и с другими, но там таких проблем нет. Именно в нашем вузе есть, – говорит третьекурсник Бахадир.
Что дальше?
Если не будет отменен приказ проректора, о котором его непосредственный начальник, как говорят, распорядился по телефону, уже когда его «брали», отчисленным студентам грозит депортация.
Источник «УЦ» в миграционной службе утверждает: на местах получили указание без распоряжения Киева не депортировать студентов. До выяснения всех обстоятельств. Константин Ярынич, в свое время вместе с местными руководителями лоббировавший размещение филиала в Кропивницком, говорит о других «подводных камнях».
– Мы не рекомендуем учащимся подписывать типовые договоры, которые предоставил ректорат, – подчеркивает он. – Согласно этому договору, им надо за пять дней до начала сессии уплатить деньги. Начало сессии – 15 января. А им предлагают подписывать это 12 февраля. Студент, подписав этот договор и заплатив – второй раз, оплатит не вовремя. Никакой гарантии, что его опять не отчислят. Это «сюр» какой-то. В договоре суммы, которые надо оплатить, написаны от руки, без расшифровки, доставить туда «нолики, крестики» – вообще без проблем.
Все это уже было – мы писали, что в мае 2018 года из ДонНМУ отчислили 40 иностранцев. Из-за задолженности, хотя студенты уверяли: платят исправно. Ректорат так же кивал на посредника. Адвокат одного из студентов говорил о мошенничестве: приказ об отмене зачисления от 22 января, деньги уплачены и приняты бухгалтерией в феврале. Контрактер завладел большими деньгами и явно действует совместно с должностными лицами университета, заявлял юрист.
Сегодня его коллеги дорабатывают договора, чтобы подписывать без риска. По словам Ярынича, есть студенты, которые за второй семестр еще не платили – это надо сделать. Тем, кто заплатил наперед через посредника и кому насчитали задолженность, рекомендовали до решения спорных вопросов в судах оплат не делать и новых договоров не подписывать. Суть всей истории, по мнению нардепа, вполне «сталинская».
– Есть недостаток средств, у студентов на руках нет договоров. Если университет сейчас разрывает отношения со студентами, депортирует их – «нет человека – нет проблемы». Это работа юристов другой стороны, которые посоветовали так сделать. Отправить иностранных студентов домой и забыть, что такая проблема существует? Этого не будет, – считает Ярынич.
Фото Павла Волошина, «УЦ».
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...