Вопиющая ситуация с украденными деньгами иностранных студентов Донецкого национального медицинского университета, перерастающая в международный скандал, далека не только от благополучного разрешения, но, похоже, даже от временной стабилизации.
Такие выводы напрашиваются после студенческих протестов, задержания ректора Петра Кондратенко сотрудниками СБУ и издания по его указанию приказа об отчислении 850 иностранцев.
Отстранение и отмена
После тревожных событий, о которых мы писали в прошлом номере, начиналось все обнадеживающе: подследственного ректора все-таки отстранил от выполнения обязанностей Шевченковский суд столицы по ходатайству представителей СБУ.
Еще одной вроде как промежуточной победой поначалу посчитали то, что исполняющим обязанности ректора Минздрав назначил не первого проректора Игоря Хрипаченко, подписавшего приказ о массовом отчислении обманутых иностранцев, а декана медицинского факультета № 1 Александра Герасименко, который отменил его первым же собственным приказом.
– Я думаю, что это абсолютно правильное, справедливое решение. Его не ожидала часть администрации университета, которая на самом деле переживает не за вас и за университет, а за то, как они пройдут через уголовное расследование. У нас появилась надежда на то, что мы пройдем этот сложный этап развития нашего университета, – сказал нардеп Константин Ярынич во время встречи с будущими медиками в прошлую среду. – У третьекурсников впереди КРОК (государственный лицензионный экзамен. – Авт.), сосредоточьтесь на учебе, на юридических аспектах сконцентрируюсь я.
Приложивший в свое время вместе с представителями местной власти немалые усилия для того, чтобы медицинский вуз-переселенец открылся в Кировоградской области, Ярынич сначала пытался остановить через суд действие приказа об отчислении и «обратный отсчет» до депортации студентов. Она, скорее всего, поставила бы крест на самом существовании вуза, который на 90% живет как раз за деньги иностранцев. Возникшие при этом перипетии стали одним из «звонков» о том, что расслабляться не стоит.
– Было три «захода». В Ленинском районном суде мне сразу отказали как народному депутату, – рассказывает он. – После этого я обратился в прокуратуру. Огромное спасибо ее сотрудникам, которые, выслушав мою доказательную базу, подали иск уже в окружной административный суд. После нескольких этапов «дебатов» выяснилось, что окружной суд тоже не хочет принимать иск к рассмотрению, следующим этапом был его возврат в Ленинский районный суд.
Он тоже ничего не сделал – после смены руководителя вуза и отмены приказа и.о. ректора в этом просто отпала необходимость. Другой вопрос – с чего бы судьям перепасовывать друг другу рассмотрение простого и очевидного вопроса, когда дороги были каждые сутки? Сказать, что об ответе мы даже не догадываемся, было бы, наверное, слишком наивно.
Донецкая «ответка»?
Наивно, впрочем, и предположение о том, что со сменой первого лица университета скандал исчерпан, а проблемы студентов решены. Цена вопроса, напомним, 37 миллионов гривен – именно столько полученных от иностранцев денег, по заявлениям ректората, посредник – фирма-контрактер ООО «Українські освітні послуги» – не перечислил вузу за их обучение.
Напомним, расследование СБУ касается получения неправомерной выгоды ректором от представителей контрактера. Собственно вопросом о том, куда делись миллионы, перечисленные студентами на счета посредника, занимается Национальная полиция, говорили о 13 уголовных производствах, о ходе которых на сегодня нет абсолютно никакой информации.
Похоже, сумма достаточна для того, чтобы идти до конца, – несмотря на все уголовные производства и общественный резонанс. В последние дни через социальную сеть Facebook было вброшено сразу несколько «бомб», призванных, очевидно, продолжить дестабилизацию ситуации в вузе.
Например, представитель ООО «Українські освітні послуги», известный, как Саид Али, говорят, написал, что после встречи и.о. ректора с представителями Минздрава университет, мол, закроют или переведут как раз в Краматорск. «Говорят» – потому что этого поста нам найти уже не удалось, но студенты активно его обсуждали.
А в понедельник, 18 февраля, под стенами филиала в Кропивницком буквально на часок появились бочки, шины, дрова и протестные плакаты, которыми оклеили колонны крыльца и уличные столбы. Все сделал якобы исключительно по собственной инициативе один молодой человек, который живет в пригороде областного центра, не имеет отношения к вузу и студентам, но «ему их жалко». Представиться журналисту «УЦ» он отказался.
Полицией составлен административный протокол по ст. 152 КУпАП – нарушение правил благоустройства. Под наблюдением сотрудников парень сам собрал «реквизит», погрузил в арендованный грузовик и был таков. Что это было, почему и зачем – непонятно.
Синхронно с этими странными событиями в той же соцсети Facebook активно разгоняют публикацию, порочащую упоминавшегося нардепа Ярынича. Она представляет собой написанный на безграмотном «волапюке» набор передергиваний, манипуляций, полуправд и сделанных из-под полы аудиозаписей, которые подают как «жареные факты». При этом, например, приказ об отстранении ректора Кондратенко подается как подписанный чиновником Минздрава «под давлением» – ни об объявленном подозрении СБУ и аресте, ни о соответствующем решении суда ни слова…
За что боролись…
Но это все, по большому счету, мелочи, по сравнению с новостями, которые сам Ярынич привез из Краматорска, где в прошлую пятницу присутствовал на встрече как раз по вопросу студенческих оплат.
– Когда на встречу привели в том числе представителей фирмы-контрактера, я увидел эти теплые взаимоотношения, услышал, что и.о. ректора настаивает, чтобы дальше деньги оплачивались через этого же посредника, – говорит он. – Это, естественно, вызвало мое недоумение, которое я открыто высказал. Так не будет! И потребовал, чтобы мы взяли адвокатов, и не Али решал вопросы, зайдя в университет, а зашли адвокаты, пригласили три стороны конфликта для обсуждения. Это будет правильно. Несмотря на это, в субботу появилась информация, что нам не дают разрешения на такой вход. И.о. ректора сказал, что «будет еще думать, что с этим делать», – надо пускать адвокатов, не надо… Таким образом, мы все откладываем, ничего не делаем, а ситуация бурлит.
Если еще неделю назад представители ректората настаивали на подписании прямых двусторонних договоров между студентами и вузом, то сегодня говорят, что не могут разорвать трехсторонние – между вузом, студентами и посредником. А фирма-посредник, которую тот же ректорат обвинял в мошенничестве, а теперь хочет вернуть в стены вуза, вроде как пообещала перечислить 650 тысяч долларов – около половины того, что должна, согласно предыдущим заявлениям.
Неудивительно, что студенты из-за рубежа, которые поступали в государственный украинский вуз, сегодня уверены: «университет принадлежит Али», и он делает с ним что хочет. «Это мафия», – сказал автору этих строк один из будущих медиков.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...