Очередь за субсидией и не только

14:25
1613
views

«А где я могу получить ответ?» – «Вы когда субсидию оформляли?» – «В ноябре». – «Так он должен быть у квартальной. Нет? Хорошо, проходите в 101 кабинет». Для территориальных управлений соцзащиты населения Фортечного (бывший Кировский) и Подольского (бывший Ленинский) районов Кропивницкого очередь – явление обыденное.

 

Сейчас в коридорах здания по ул. Академика Королева, 11 (отдел назначения социальных выплат Фортечного управления соцзащиты) относительно свободно, людей немного. Но жизнь бурлит, все время в здание заходят и выходят люди – кто сразу идет в нужный кабинет, кто-то быстро узнает интересующую его информацию у сотрудницы за приемным столиком и уходит. Часть посетителей перенаправляют в кабинет №101 – они пришли за уведомлением о начислении субсидии (его большинство посетителей управления называют ответом). Наиболее частый вопрос – как платить за коммунальные услуги в марте?

– Смотрите, я по телевизору слышал, что всю субсидию будут деньгами выдавать. А как мне тогда в марте коммуналку платить? Целиком надо или как обычно, только то, что в ответе начислено? – обращается к корреспонденту пожилой человек, представившийся Юрием. Работник управления довольно быстро входит в положение пенсионера и говорит, что не нужно спешить с оплатой, подождать половину месяца. За это время либо он получит пенсию вместе с субсидией в живых деньгах – и платить нужно будет всю сумму за коммунальные услуги, – либо, если сумма пенсии не изменится, платить обязательную часть, как и раньше. Людей, пришедших, как и Юрий, узнать подробности о вот-вот стартующей монетизации субсидий, немало. За полчаса, что мы провели в управлении соцзащиты, таковых пришло около десяти человек.

Пока мы общались с Юрием, у 101-го кабинета уже сформировалась небольшая очередь.

– Плохо, что по телефону не говорят, есть ответ или нет, – сокрушается Валентина Николаевна. – Вот в Ленинском звонят и уведомляют, мне подруга говорила, что ей звонили, она на территории Ленинского живет.

Тамила пришла по другому вопросу – в этом месяце один из ее родственников выписался из квартиры. Узнав, что в этом случае нужно заново писать заявление и заполнять декларацию, впадает в праведное возмущение:

– Вот скажите, зачем это надо? Опять документы собирать, носить сюда… Все ж данные есть уже, ладно прописался бы новый человек, а так просто мужа дочкиного вычеркнуть надо – и все! Он вообще в другой город жить уехал. Вы понимаете, заново все оформить – это целый день надо убить!

Чтобы узнать причину, по которой пришла еще одна посетительница, ее даже спрашивать не нужно было – женщина средних лет не подбирала слов и не особо заботилась о конфиденциальности. Из ее бурной речи стало понятно, что она – физлицо-предприниматель, за субсидией обратилась два месяца назад, но ей отказали. После визита к заместителю начальника выяснилось, что ей забыли сказать о необходимости донести некую справку о начислении единого соцвзноса. Выходит, отказали неправомерно. Она жаждет возмещения средств, потраченных на оплату коммунуслуг за два месяца, и хочет, чтобы к работнику управления, давшему ей неточную информацию, применили меры.

Белой вороной выглядит Светлана – она молода, под одеждой просматривается округлившийся живот. Она пришла узнать, какие документы нужны для оформления помощи при рождении ребенка.

– Я в Интернете просматривала список документов, но знаете, как часто в таких учреждениях бывает, надо донести еще что-то, чего в списке нет, – говорит она. – Лучше узнать и потом принести сразу все.

Очереди в управления социальной защиты носят ярко выраженный сезонный характер. Пики приходятся на октябрь и май – начало и окончание отопительного сезона. В эти месяцы начисляются «зимние» и «летние» субсидии. В управлениях в это время просто невозможно протолкнуться! Основной причиной возникновения очередей начальник Фортечного территориального управления соцзащиты Виктор Закаблуковский считает частые изменения законодательной базы:

– Только в 2018 году 6 или 7 раз вносились изменения в постановления, регулирующие выплату разных видов социальной помощи – прежде всего субсидий. Не успеваем мы привыкнуть к новым правилам, их тут же меняют. Это нервирует людей, они боятся лишиться помощи и бегут узнавать подробности. При этом управление соцзащиты предоставляет не только субсидии – это 12 различных видов социальной помощи. Нагрузка на сотрудников очень большая, нам часто не хватает людей. А взять человека «с улицы» мы не имеем права, так как это госслужба – только через конкурс. Поработав некоторое время, многие сотрудники не выдерживают и увольняются. Также я не исключаю человеческий фактор как с одной, так и с другой стороны. С одной стороны, наши сотрудники могут давать неверную информацию, например. С другой – многие наши клиенты обращаются в последний момент. Причем большинство – это люди пожилые, им очень тяжело вникнуть в тонкости процедуры начисления субсидии. Передо мной лежат списки на получение наличной субсидии (той самой, которую с марта будут выдавать живыми деньгами) через Пенсионный фонд и «Ощадбанк». В первом списке почти 13 тысяч получателей, во втором – около 7 тысяч. Почти 70% получателей субсидии через Фортечное управление соцзащиты – это пенсионеры.

Решить проблему очередей в весеннее и осеннее время Виктор Александрович не представляет возможным – слишком многим людям сейчас нужна государственная поддержка.

– Мы максимально упростили процедуру подачи документов, – отмечает он. – Для оформления достаточно иметь заявление и заполненную декларацию, данные о доходах мы запрашиваем сами. Но для случаев, которые рассматривает комиссия, все равно иногда требуется донести какие-то бумаги. Возможно, сократить очередь удастся, когда заработает новый ЦНАП. Часть наших сотрудников будет работать там на современных компьютерах с хорошим программным обеспечением. Это также позволит упростить некоторые вещи.

Можно упрощать процедуру оформления, используя электронные реестры, вновь и вновь менять законодательство, увеличивать объем бюджетных денег на социальные нужды и открывать новые центры обслуживания. Но полностью ликвидировать очереди в управлениях соцзащиты можно лишь одним способом – повысив благосостояние большинства населения страны до уровня, когда в соцпомощи нет необходимости.