Летняя жара до невозможности обострила проблему загрязнения Ингула – главной водной артерии Кропивницкого, благодаря которой город, в общем-то, и появился. Впрочем, если верно то, что жизнь населенного пункта зависит от наличия проточной воды, то есть реки, то жить Кропивницкому осталось совсем немного.
«УЦ» не раз писала о проблемах гидросистемы города, когда-то состоящей из почти 20-ти средних и малых рек или ручьев, от которой на сегодня в большинстве случаев остались одни красивые названия. Они или уже прекратили свое существование, или практически пересохли, что оказывает свое негативное влияние и на количество воды в самом Ингуле в черте города. Но оказалось, что на самом деле ситуация еще хуже. Об этом на пресс-конференции заявил начальник управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Городского совета Кропивницкого Сергей Коваленко.
Журналистов собрали как раз по вопросу санитарно-бытового содержания реки Ингул в черте города, хотя исток проблем может находиться не только в городе, но и гораздо выше по течению. Как оказалось, наш Ингул – совсем уникальная речка, потому что его водоток пополняется не из истоков, как и положено каждой реке, и не из притоков, которых почти не осталось, а из водохранилища, сооруженного еще в конце 20-х годов прошлого столетия для нужд ТЭЦ.
Честно говоря, сообщение Сергея Николаевича не столько сенсационное, сколько страшное: «Річка Інгул перебуває в неналежному стані. І хоча так склалося історично, сьогодні це технологічна водойма, яка не має притоку з самого свого початку, тобто витоку, який перебував у районі сіл Бровкове Новомиргородського району та Родниківка Олександрівського району».
Другими словами, исток реки Ингул, который когда-то находился в «небольшом лесном озере с болотистым дном и низкими берегами» просто исчез. Помнится, о возможности полного заиления истока Ингула впервые было заявлено на традиционных слушаниях, посвященных Международному дню воды, которые ежегодно проводятся в областной библиотеке им. Чижевского. В это верилось с трудом, но через несколько лет исчезновение истока целой реки стало фактом, приговором всем нашим природоохранным службам и контролирующим организациям. Давно была известна и причина заиления – распашка береговых склонов в пойме реки, что практически недопустимо в районе формирования истоков. Напомним, что Ингул имеет длину почти 355 километров, и в нижнем течении это большая, судоходная река с портом и корабельными верфями в городе Николаеве. Но туда еще надо дотечь, если можно употребить такое слово, то есть сохранять полноводность и даже повышать ее на всем протяжении.
Сегодня река в черте города Кропивницкий питается только за счет сбросов воды из Новониколаевского водохранилища. Чтобы обеспечить необходимую скорость течения для самоочищения реки, необходимо сбрасывать через шандоры дамбы ТЭЦ около 240 тысяч кубометров воды в сутки, притом, что объем водохранилища составляет 4,2 миллиона кубометров. То есть при таком сбросе оно останется без воды за несколько дней, что недопустимо. Но, кроме этого, надо учитывать и технологический уровень воды, необходимый для стабильной работы электростанции. В общем – не выход, и надеяться можно только на комплексное решение вопроса в рамках проведения грандиозного обустройства набережной, что позволит закончить работы, начатые еще по проекту 1974 года! Тогда, говорит Сергей Коваленко, появится возможность поддерживать необходимый уровень воды в бетонных берегах сооруженного в конце 70-х годов прошлого столетия центрального водохранилища. Кстати, специалист употребил такой термин, как «ламинарное состояние» в этом рукотворном водоеме, что практически означает отсутствие течения.
Но и это еще не все. В 2015 году проводилась паспортизация реки при содействии Академии аграрных наук, которая установила, что заиленность Ингула и Сугоклеи, второй по величине реки города, составляет 60%! И это при природной маловодности и глубине, которая в черте города местами достигает аж 60-ти сантиметров. К этому стоит добавить, что на всем протяжении реки, тем более в черте города, абсолютно отсутствуют водоохранные прибрежные зоны, потому что берега застроены «по самое не могу», т.е. до уреза воды, и все продукты жизнедеятельности частного сектора, включая мусор, которым буквально засыпают речку нерадивые горожане, попадают в воду. Это составляющие другой проблемы, а именно, – замусоренности поверхностных вод. Если добавить заросли камыша и неконтролируемый рост деревьев, то получаются идеальные условия для остановки течения. Поэтому река почти полностью покрывается ряской, а вода «цветет» – приобретает зеленоватый оттенок из-за чрезмерного развития сине-зеленых водорослей.
Уже несколько недель в центре города наблюдается скопление ряски, которую чаще всего прибивает к гидросооружению возле Михайловского моста. Это образование бывает настолько плотным, что по нему спокойно расхаживают птицы. Но беда еще и в том, что отсутствует перелив воды через шандоры, и вся эта масса водорослей и мусора постепенно гниет и опускается на дно, вызывая кислородное голодание и гибель водных живых ресурсов, по-простому – замор рыбы. Но даже в таких условиях реку очищают поквартально, поскольку средства выделяются в недостаточном количестве.
По всему видно, что спасение реки, о чем не раз писала «УЦ», требует безотлагательных мер. И со стороны не только города, но и руководства области, а то и Украины.
Сергей Полулях.
В Україні впроваджується автоматичне надання статусу учасника бойових дій, — Наталія...