Будет ли горсовет давить на полицию в расследовании трагедии со смертью 52-летнего мужчины при задержании патрульными, как боролись с вонью от «удобрений», выброшенных на поля неподалеку от границ Кропивницкого, чего областному центру ждать от нардепов, которых выбирали в прошлое воскресенье, и правительства, которое они вскоре сформируют, отвечает городской голова Андрей Райкович.
Напомним, в ночь на 17 июля на Садовой, у Телецентра, при задержании патрульными умер офицер милиции в отставке Александр Собченко. На следующий день Райкович в Facebook выразил соболезнования семье погибшего, призвал правоохранителей думать не только о «чести мундира» и расследовать дело честно и прозрачно.
– Давить на полицию я бы никогда не стал, но чувство справедливости у меня обостренное, – говорит мэр Кропивницкого. – Я высказал свое мнение как в публичном пространстве, так и руководству областного и городского управлений Национальной полиции. Меня заверили, что правоохранители будут публично информировать о ходе расследования. Пока нет полной информации о причинах трагедии – погиб человек, который не был болен. Я категорически против того, чтобы такое происходило во время любых процессуальных действий. Жизнь – это самое ценное. Слышал информацию свидетелей, среди которых были люди, которые пользуются моим личным доверием. Теперь свое слово должны сказать профессионально, взвешенно, честно эксперты и врачи.
На прошлой неделе 101 и 102 микрорайоны города страдали от вони и в прямом смысле. Оказалось, что причиной стали продукты жизнедеятельности птиц, которые фермер-политик Андрей Таровик приобрел на птицефабрике в Вольном и использовал в качестве удобрений на обрабатываемых его предприятием полях. Глава Кропивницкого согласен с горожанами, которые в соцсетях писали, что удобрения так вонять не могут.
– Прежде всего, надо остановить вывоз на поля так называемых удобрений. Удобрения – настоящие, подготовленные – не должны так интенсивно вонять. А перенасыщенные жидкостью, с запахом аммиака – это, извините, просто дерьмо. Когда появился запах, мы начали искать проблему в нашем канализационном хозяйстве, убедились, что все работает в нормативных режимах, начали искать внешние факторы. Нашли специалисты специнспекции, подключили специалистов ГСЧС. Я провел совещание, сказал, что надо сделать. Распоряжения даны Госпродпотребслужбе, ей подчинена ветеринарная инспекция, которая должна проверить птицефабрику. Экологи, ветеринары, нравится им это или нет, должны выполнять должностные обязанности профессионально. Информация также передана областной государственной администрации для срочного реагирования. Национальная полиция получила поручение проверить, не везут эти массы из других регионов для утилизации.
Главным событием прошедшей недели в стране, безусловно, стало голосование на внеочередных парламентских выборах. Кто бы их ни выиграл в мажоритарном округе № 99, он обречен на сотрудничество с городской властью областного центра, и наоборот. Но личности – не главное сегодня, уверен Райкович.
– Главное, чтобы вектор демократических преобразований, связанных с децентрализацией власти и финансов, административной реформой, был неизменным. Чтобы ни одна партия не позволила себе подвергнуть их сомнению. Мы уже имеем политизацию этих вещей – чтобы местное самоуправление поставить в зависимость, держать под контролем. Государство не выполняет взятые на себя обязательства финансировать защищенные статьи, это конституционные вещи – право на охрану здоровья, право на образование. Наши врачи должны быть обеспечены за счет государственного бюджета на 100 процентов, а не на 40. И эта приписка «в случае отсутствия государственного финансирования надо привлекать возможности городского бюджета» – неуместна.
Распределение ответственности между городским бюджетом и государственным должно быть предельно четким, поэтому самоуправлению гораздо проще было бы работать с премьером-технократом, а не политиком, уверен председатель горсовета.
– Мы приняли бюджет города на 2019-й, сбалансированный с государственными показателями, заработная плата врачам, учителям – это обязательная составляющая государственного бюджета. Так же, как обеспечение инсулинами, гемодиализом, препаратами для лечения онкологических заболеваний и других, которые регламентированы государством. А сегодня средств нет! Дефицит. И пожалуйста, решайте этот вопрос на местах. Как? Остановить развитие городских школ, больниц, инфраструктурное развитие города, не покупать инвентарь, медицинское оборудование, а деньги перебросить на покрытие обязательств государства?
Мы обратились к премьер-министру за разъяснениями. В Кабмине указывают самый простой путь: выгоняйте врачей, уменьшайте количество койко-мест, медицинских учреждений… Нет такой возможности, не уменьшается у нас, к сожалению, количество больных! То же – по учителям: не финансируйте внеклассную работу, кружки, переложите эти расходы на родителей. Но тогда надо говорить об уровне их доходов, среднем уровне зарплаты, уровне жизни… Я готов разделять ответственность, но по-честному.
Уже есть сомнительные примеры такого распределения, по мнению городского головы. Профессионально-техническое образование, финансирование которого возложили на бюджет Кропивницкого сравнительно недавно, сегодня «минусует» из него около 90 миллионов гривен в год.
– У нас 2,5 тысячи детей учатся в профессиональных лицеях (бывших ПТУ. – Авт.), из них только 1125 из Кропивницкого, больше половины – из области. Если говорить о региональном заказе специалистов, которых там готовят, то для города его доля составляет 40%, а мы должны содержать все. В Киеве услышали, что массово с мест идет критика этой реформы. «Дорожная карта» решения – нужно вернуть профтехобразование в областной или государственный бюджет, областные советы и администрации должны о нем беспокоиться. Сказали, но не решили. А нам надо изыскивать средства из городского бюджета и продолжать платить.
Уровень разбалансированности между обязательствами государства перед городским бюджетом Кропивницкого и фактическим финансированием – в пределах 130–140 миллионов гривен, городская медицина недополучила 73 миллиона, образование – 59 миллионов, констатирует Райкович.
– Мы можем остановить развитие города, свернуть полностью все программы, чтобы закрыть этот дисбаланс. Но тогда это не децентрализация власти. Это опять вертикальная регулировка в «ручном режиме», когда надо на коленях ползти в Кабинет Министров и выпрашивать на те или иные программы.
Или, например, общественность проявила неравнодушие, активность, заблокировали фактически финансирование реконструкции Парка Победы. Неправильно сделали обрезку деревьев, экологи должны подключиться, наука, суд пока пройдет… А деньги государственные выделены, целевые. Почему государству не позволить их сейчас использовать на те же образование с медициной или на дороги?
С другой стороны, что касается налогов для бизнеса – не должно уже быть никаких льгот, потому что врут, прячутся, минимизируют даже ценой нарушения закона. Мы строим государство, оно без налогов, без бюджета, без четких правил жить не может. Мы очень ждем, что после выборов как можно быстрее сформируют парламентское большинство, которое будет ориентировано на развитие государства.
Записал Андрей Трубачев, «УЦ».
В Україні впроваджується автоматичне надання статусу учасника бойових дій, — Наталія...