«Это наша с вами арка»!

10:08
1012
views

Наверное, лучшего или более знакового подарка ко Дню города, отмечающего свое 265-летие, чем открытие движения по второму автомобильному  переходу, или арки под железнодорожным путепроводом в районе заводов «Эльворти» и «Гидросила», трудно себе и представить. Здесь и сейчас  наконец-то были решены связанные в один тугой узел множество инфраструктурных, инженерных и социальных проблем Кропивницкого. И самое главное – реализация этого проекта доказала, что нам по силам ставить масштабные задачи и воплощать намеченное в жизнь благодаря наличию в городе интеллектуального, материального и квалификационного потенциала.

Решение проблемы транспортного сообщения между двумя частями города планировалось, начиная с тех времен, когда старая арка перестала справляться с возросшим потоком автотранспорта. Особенно ощутимо это стало в последние десятилетия, когда транспортный поток увеличился в разы. Поэтому каждая избирательная кампания не обходилась без обещания решить проблему сообщения между центром и Новониколаевкой.

Время шло, транспорта становилось все больше, город стал просто задыхаться в автомобильных пробках, и требовалось уже не административное, а оперативное вмешательство, на которое и решился действующий мэр. О намерении начать строительство  арки было заявлено около двух лет назад, и, на радость скептикам, несколько раз появлялась информация о невозможности реализации проекта по различным причинам. К примеру, только «Укрзалізниця» настаивала на компенсационных выплатах в размере нескольких сотен миллионов гривен. Тем не менее, параллельно с переговорами шло проектирование. На митинге в честь открытия арки Андрей Райкович напомнил об этом, уточнив, что вопрос решился при личном содействии пятого президента Украины Петра Порошенко, вице-премьер-министра Геннадия Зубко, председателя Кировоградской ОГА Сергея Кузьменко, руководства «Укрзалізниці», при действенной  поддержке местных предпринимательских кругов.

Глава совета старейшин области, бывший глава облсовета Николай Сухомлин в своем выступлении вспомнил, как сорок лет назад власти области и города предприняли ряд шагов для решения проблемы сообщения северо-восточной части города с центром, но тогда не получилось в силу различных обстоятельств. В том числе из-за невозможности  добиться прекращения железнодорожного сообщения, а также  – маломощности субподрядных организаций.  Надо думать, что к решению вопроса тогда подключались и всемогущие партийные органы. Это к пониманию сложности вызовов, стоящих перед инициаторами нынешнего проекта. Тем не менее, именно в Кропивницком доказали, что при наличии политической воли и при под­держке местных производственных и политических элит можно решать  задачи, непосильные даже во времена «развитого социализма».

Уникальность арки заключается не только в ее технических характеристиках, но и  в условиях реализации проекта. Получив от «Укрзалізниці» добро на остановку движения, железнодорожники и строители буквально ринулись на прорыв и за 11 дней смогли демонтировать рельсовое полотно и насыпь, подготовить подушку, уложить и соединить две части 70-тонного металлического перехода-трубы, довести до нужной твердости и прочности  околотрубную  оболочку, восстановить насыпь, железнодорожное полотно и всевозможные инженерные коммуникации, испытать конструкцию и возобновить движение поездов. Сами строители говорят, что в обычных условиях только для этой операции надо было около трех месяцев, а весь комплекс работ занял бы не четыре месяца, а больше года! Андрей Райкович объяснил и причины изменения по ходу реализиции проекта и условий финансирования: «Узгодити та отримати дозвіл найвищих посадових осіб по вертикалі та “Укрзалізниці” – це надзвичайно складна справа, тому головним у проекті було отримання проходу під залізницею. Крапка. Далі, коли ми узгоджували окремі моменти, проектували вхід і вихід з арки та адаптували її до інфраструктурного середовища міста. Це ви повинні знати».

Это важно, потому что смысл состоял не только в решении автомобильной проблемы. Реализация проекта «Арка»  позволила одновременно  провести реконструкцию  водопроводной системы, мощного канализационного коллектора, средств связи и освещения. Сооружение арки открывает путь  для усовершенствования других участков транспортного сообщения города. Кроме этого, арка  стала и решением  стратегического характера, поскольку повышается вариативность сообщения между микрорайонами в любую погоду и в любой обстановке. Она ориентирована в будущее еще и потому, что позволила людям поверить в свои силы и в возможность решения масштабных задач. Один из главных участников строительства, директор подрядной организации Андрей Жила прокомментировал событие достаточно неожиданно: «Раді, звичайно, але сумно, що все закінчилося. Такий адреналін, така напруга! Шкода розставатися».

А вот это – вряд ли. Планы у Райковича и единомышленников грандиозные.

Митинг закончился  совсем по-советски. Первыми в новеньком троллейбусе под аркой проехали именинники – строители и команда мэра, и где-то из-под старой арки, сооруженной 150 лет назад, на секунду показалась фигура Роберта Эльворти. Кажется, он даже одобрительно улыбнулся. Немножко театрально, но почему бы и нет? Они тоже были амбициозными людьми и патриотами своего родного города.

Сергей Полулях, фото Павла Волошина, «УЦ».