В течение нескольких месяцев в соцсетях и средствах массовой информации нередко упоминалось ОАО «Кировоградгаз». С предприятием связывали тему автономного отопления в Кропивницком. Вернее, отказ в выдаче технических условий на установку индивидуального газового отопления. К газовикам относились претенциозно, ситуацию описывали явно спорную, поэтому мы решили найти ответы на вопросы. Разобраться нам помогла исполнительный директор ОАО «Кировоградгаз» Татьяна Клюй.
– Татьяна Анатольевна, кропивничанам, получившим разрешение на установку автономного отопления, чья квартира находится выше третьего этажа, «Кировоградгаз» отказывает в выполнении работ по установке газовых котлов. С чем это связано?
– Я понимаю недоумение горожан, ведь котлы-колонки много лет устанавливали на любом этаже без ограничений. Дело вот в чем: 1 июля 2019 года вступили в силу обновленные Государственные строительные нормы (ГСН, или ДБН – как более привычная форма упоминания), которыми не предусмотрена установка отопительного, водонагревающего и отопительно-водонагревающего газового оборудования в квартирах жилых домов выше 3-х этажей. Ранее существующие нормы предусматривали установку газовых теплогенераторов для отопления жилых помещений в домах до десятого этажа включительно с отводом продуктов сгорания через внешнюю стену дома. А согласно новым ГСН, прямая норма на установку газовых теплогенераторов в многоквартирных домах при высоте до десяти этажей отсутствует.
Объясню на примере. Допустим, есть квартира на шестом этаже многоэтажки с газовой плитой. Хозяин получил от мэрии согласие на установку автономного отопления, от теплосети – разрешение отрезаться от централизованного отопления и обратился к нам. Мы читаем отредактированный пункт ГСН и отказываем в выдаче технических условий. «Кировоградгаз» руководствуется общегосударственными строительными нормами, как и организация любой формы собственности, выполняющая эти виды работ.
– А с чем связаны изменения ГСН? Как это объясняют в Министерстве регионального развития?
– Первое, что мы сделали, – обратились за разъяснениями в Министерство развития общин и территорий Украины. Ответ ситуацию никак не прояснил. Все свелось к тому, что на наш вопрос, подразумевает ли пункт 9.26 ГСН разрешение выдавать технические условия, мы получили ответ: «читайте пункт 9.26»…
Мы на этом не остановились и обратились в еще одну структуру, ответственную за сложившуюся ситуацию. Дело в том, что министерство использует рекомендации и методологии, которые разрабатывает единственный профильный институт в Украине – «УкрНИИинжпроект». Это институт по газоснабжению, теплоснабжению и комплексному благоустройству городов и поселков Украины. Дабы не терять время на переписку, я решила позвонить в институт.
В Интернете нашла всего один контактный телефон и связалась с НИИ. Мне ответили, и я обрадовалась, что диалог состоится. Но женщина (голос был женский) после того, как я представилась и задала вопрос, резко ответила мне, что «если кому-то очень хочется удовлетворить свои амбиции, то это его проблема»… То есть диалог не получился. При этом женщина на мою просьбу представиться просто положила трубку.
– Так что же делать людям, ожидающим «автономку»?
– Сложный вопрос. Число жалоб от населения увеличилось. Если в 2018 году нами было выдано почти 400 технических условий, то с июля нынешнего года к нам обратились и получили отказ 250 человек. Замечу, что в связи с этим наше предприятие теряет деньги, ведь предоставление этой услуги – коммерческая составляющая деятельности облгаза.
Люди жалуются как руководству «Кировоградгаза», так и представителям местной власти, есть уже обращения на Правительственную горячую линию и в НКРЭ.
Пятого сентября этого года на сайте Министерства развития общин и территорий Украины появился проект изменений к спорному пункту 9.26 ГСН. Он хотя и снимает проблему ограничения этажности домов, но закладывает следующую проблему – привязку к коллективным дымоходам, что опять станет камнем преткновения. Изменения сейчас проходят путь согласования, и когда этот проект станет нормой ГСН – неизвестно.
Мы говорим, что сегодня ничего нельзя сделать. Может, завтра что-то изменится, хотя гарантий нет. Остается надежда на то, что здравый смысл восторжествует.
Записала Елена Никитина, «УЦ».
Що робити, якщо ви стали свідком домашнього насильства