В минувшую пятницу, 15 ноября, в театре им. Кропивницкого снова был аншлаг – состоялась премьера спектакля «Последняя ночь Пророка», буквально потрясшего зрителей. Перед началом режиссер-постановщик спектакля Евгений Курман сказал: театры непременно должны делать такие постановки, чтобы все они не были «на одно лицо», различаясь лишь костюмами. А зритель должен не только наслаждаться игрой актеров, красивыми декорациями и музыкой, но и думать, чувствовать, сопереживать. И поводов для эмоций в этот раз было предостаточно.
В своем интервью «УЦ» незадолго до премьеры Евгений Курман отмечал, что в основе постановки лежит не конкретная пьеса, а композиция из текстов, сюжетов, в том числе и «Саломеи» Оскара Уайльда и даже ХIV главы «Евангелия от Матфея», которую знают уже более двух тысяч лет.
«…Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей»…
Казалось бы, чем сегодня может удивить история, в которой от библейского сюжета, да и от уайльдовского, осталось совсем немного? Оказывается – может! Если она рассказана не Саломеей и не Иродом, а царицей Иродиадой, чье имя не раз упоминается сидящим в заточении пророком. В этом спектакле Иродиада (Инна Дорошенко) предстала перед зрителями слабой и одновременно сильной женщиной, которая, как может, борется за свою любовь, за свое счастье, за свою семью…
Во дворце по случаю дня рождения царя Ирода-Антипы вовсю пируют гости, однако царицы Иродиады среди пирующих нет. Ее место заняла дочь Саломея. Где же царица? Она спустилась в темницу, где заточен Иоканаан, которого народ называет пророком. Зрители его не видят, иногда слышен лишь его голос, порицающий царя Ирода и его кровосмешающую связь (Иродиада была замужем за своим дядей Иродом І Филиппом и имела от него дочь Саломею, а затем вышла замуж за его единокровного брата Ирода-Антипу) и предвосхищающий Того, кто придет после него и поведет всех за собой… Откровения Иоканаана приводят Иродиаду в страшное смятение, она не понимает, в чем ее грех, ведь она всего лишь женщина, которая любит и хочет счастья. То, что она не присутствует на пиру Ирода, тоже заставляет ее задуматься о своей судьбе. Последней каплей становится заявление Саломеи (Дарья Ярошенко) о том, что Ирод (Александр Ярошенко) требует танец семи покрывал и что танцевать должна не Иродиада, а Саломея…
Танец семи покрывал стал кульминацией действа: пока юная Саломея ублажает тетрарха и его гостей, Иродиада рассказывает историю своей жизни, каждый этап которой стал одним из покрывал придуманного ею танца… Танца, однажды увидев который, забыть не мог никто. Это исповедь с обнаженным сердцем, и ты вдруг понимаешь, почему она решилась на невероятную жестокость, да еще и с помощью дочери, которая благодаря танцу могла занять место Иродиады в сердце Антипы, и что по-другому быть не может. Ирод, пообещавший выполнить любую просьбу Саломеи, если ему понравится танец, не может не сдержать слово, хотя и поражен тем, что она попросила не роскошные драгоценности, и даже не полцарства, а… голову Иоканаана. Свершить казнь вызвался безнадежно влюбленный в Иродиаду и готовый ради нее на верную смерть (палача, получившего перстень смерти, ждет мгновенная гибель) страж (Антон Адаменко), охраняющий темницу Иоканаана.
Несмотря на то, что на сцене находятся приглашенные на пир артистки (Людмила Короленко, Людмила Швец и Надежда Мартовская) и развлекающий их болтовней и байками Метрдотель (Евгений Скрипник), все внимание приковано к Иродиаде. Фраза за фразой раскрывают нам образ этой Женщины – любящей и ненавидящей, ревнующей и надеющейся, готовой на все и сомневающейся, настоящей царицы…
Когда после бурных оваций и моря цветов закрылся занавес, можно было услышать мнения некоторых зрителей: «Такими, как сегодня, мы их никогда не видели…», «Актеры, которых знаем много лет, превзошли самих себя!», «Невероятная постановка! Страшно подумать, что Курман придумает к следующей премьере»…
Говоря о большом успехе премьеры, нельзя не упомянуть тех, благодаря кому все сложилось в невероятно красивый музыкальный спектакль. Сценограф – Алексей Вакарчук, костюмы придумала Катерина Корнийчук, музыкальное оформление спектакля осуществил Дмитрий Еремин, балетмейстер Андрей Попов…
Кропивничан можно поздравить с новой вершиной творчества, я уверена, что «Последняя ночь Пророка» будет жить долго. А если вы по какой-либо причине не попали на премьеру, следите за декабрьскими афишами. Этот спектакль непременно стоит посмотреть.
Фото Павла Волошина, «УЦ».
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...