«Я люблю в бездарных их смелость, их мужество, их четкую политическую ориентацию, их ясные взгляды и огромную увлеченность. Я только ненавижу их работоспособность».
М. М. Жванецкий.
Исторический факт: идеологов у нас сильно не любят. Точнее сказать, терпеть не могут. Не всех, конечно, но точно тех, кто решил сделать карьеру на госслужбе. И это вполне объяснимо: быть проводником идей, которые с помощью государственных институций воплощаются в законы и неизбежно ограничивают права и свободы отдельных граждан или целых групп – неблагодарное дело.
Самый яркий пример идеолога при власти – «человек в калошах», серый кардинал огромной страны Михаил Андреевич Суслов. Более 30 лет в его ведении были идеология, культура, цензура, образование во всем их многообразии. Такой невероятный объем мог взвалить на себя только фантастически работоспособный и по-своему небесталанный человек.
Сравнивать одиозного члена Политбюро Суслова и директора Украинского института национальной памяти Вятровича, мягко говоря, некорректно. Масштаб их фигур несопоставим, но, видимо, не зря говорят, что крайности неизбежно сходятся, и сегодняшние методы «министра пропаганды» Украины и антикоммуниста сильно напоминают сусловские. И чем активнее Вятрович старается искоренить и выкорчевать все, что, с его точки зрения, не укладывается в схему «национальной памяти», тем больше возникает ассоциаций с деятельностью «министров пропаганды» Третьего рейха и Советского Союза.
При этом, учитывая достаточно рядовую должность и совсем не выдающуюся личность Вятровича и резонанс тем, которые он озвучивает, сразу возникает вопрос: а кто, собственно, стоит за ним? Кто ставит ему задачи? Кто готовит законодательную базу и общественное мнение? Кто проталкивает законы через наш парламент с особыми потребностями? Впрочем, они и не прячутся. Патроны Вятровича – Кириленко и Парубий – тоже явно не блещут талантами, они, по определению Стругацких, те самые серые, на смену которым приходят черные.
Скажу сразу: в этой колонке я никоим образом не берусь оценивать интерпретацию Вятровичем исторических событий. Во-первых, и это главное, я – не историк. И не политик, которые априори считают себя экспертами во всем. Во-вторых, история моей семьи в первой половине ХХ века сильно не укладывается в трактовки и оценки директора УИНП. Поэтому я однозначно субъективен. Что касается профессиональных моментов, то пусть с Вятровичем ведут дискуссии настоящие специалисты. Тем более что их критика зачастую уничижительна и камня на камне не оставляет от его репутации ученого. Я же хочу сказать о другом.
О спешке, с которой Вятрович и его покровители пытаются не только переписать историю страны, но и враз изменить сознание нескольких поколений целого народа. Такое впечатление, что они боятся не успеть до следующих выборов или нового Майдана, которые могут смыть их с олимпа.
Самый яркий пример – поспешно проведенная декоммунизация. По-большевистски повалены памятники, переименовано все, что попало под руку, – лишь бы успеть к полуночи! А недавно принятые Верховной Радой поправки к закону о статусе ветеранов войн, в результате которых из него исчезло словосочетание Великая Отечественная война?! А попытки изменить календарный статус 9 Мая?! Ну будьте людьми – ОНИ же еще живы! ИХ уже совсем мало, но ОНИ есть. Те, кто считал и считает себя участниками именно Великой Отечественной войны и Великой Победы.
А что касается планов Вятровича, Парубия и компании относительно Международного женского дня, то тут я впервые целиком и полностью согласен с мнением Олега Ляшко: «Только импотенты могут забирать у женщин 8 Марта».
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...