Монетизация проезда: время «Ч» назначено

17:00
3158
views

С 1 июня 2018 года такое явление, как бесплатный проезд для льготных категорий населения, должно исчезнуть. Вместо него будут введены денежные компенсации, порядок и сроки начисления которых в Кабинете Министров Украины уже определили.

Случилось это еще в прошлом месяце – Кабинет Министров принял постановление с невразумительным названием «Деякі питання надання пільг у готівковій формі з оплати проїзду усіма видами транспорту загального користування на міських, приміських та міжміських маршрутах», в который, как иголку в яйце, спрятал важную инновацию – порядок монетизации льгот на проезд, где весьма подробно описано, как именно, в какие сроки и для каких категорий граждан она должна быть проведена.

Кабмин решил, что среднестатистическому украинскому льготнику необходимо осуществить минимум 30 поездок общественным транспортом в месяц – от этого количества должны отталкиваться областные власти, когда будут рассчитывать суммы компенсаций для этих категорий населения, проживающих на территории их юрисдикции. Другим важным показателем является средняя стоимость поездки в общественном транспорте – министры предложили определять таковую на основе средней стоимости проезда в коммунальном транспорте для каждой области и отдельно для Киева.

Кропивничане имеют возможность воспользоваться двумя видами коммунального транспорта – троллейбусом (цена поездки – 2,50 грн) и автобусом (цена поездки 4 грн). Поскольку других коммунальных предприятий в сфере городского общественного транспорта в Кировоградской области нет (городские маршруты Знаменки, Александрии и Светловодска обслуживаются частными перевозчиками), средняя цена поездки будет состоять только из приведенных выше показателей и составит 3,25 грн. Это значит, что каждый льготник, имеющий сегодня право на бесплатный проезд в городском транспорте, должен будет получать не менее 97,5 грн компенсации. Это – базовая сумма. Для тех, кто имеет право на бесплатный проезд в пригородном и междугородном транспорте, она увеличивается на 20% (для жителей нашей области сумма составит примерно 117 грн).

Кроме этого, есть несколько категорий граждан, которым преду­смотрено двукратное увеличение компенсации проезда. Первая такая категория – инвалиды первой группы и дети с инвалидностью. То есть каждый проживающий на территории нашей области представитель этой категории условно получит 234 грн компенсации за проезд. А если этот гражданин учится в школе, техникуме или университете или же проходит реабилитацию, то эта сумма для него еще раз удваивается – около 468 грн. Инвалиды второй группы при аналогичных условиях (т. е. получение образования или регулярная реабилитация) также получат удвоенную сумму компенсации. Если человеку положена компенсация сразу по нескольким категориям, то из них выбирается категория с наибольшей суммой выплаты.

В этом месте читатель задаст вполне резонный вопрос: а как же быть с частными городскими перевозчиками? За них, выходит, никакая компенсация не положена? К сожалению, о частных компаниях, обслуживающих городские маршруты, Порядок монетизации, принятый Кабмином, не говорит совсем ничего.

Естественно, указанные выше суммы вряд ли полностью компенсируют затраты городских льготников на проезд. Но, с другой стороны, для пенсионерки, живущей в селе и в лучшем случае раз в месяц выезжающей в районный центр пригородным автобусом, мизерная прибавка к пенсии в 117 гривен – очень даже неплохо. Вполне возможно, кому-то из городских льготников придется отказаться от некоторых привычных занятий (например, ежедневных путешествий через весь Кропивницкий на рынок возле АС № 2 за петрушкой).

Как видим, суммы компенсаций на примере Кировоградской области для каждого льготника с правом бесплатного проезда ну никак не назовешь космическими. Но даже эти небольшие в отношении отдельного человека деньги могут превратиться в весьма ощутимое бремя для областного бюджета. В нашей области зарегистрированы 293 тысячи пенсионеров, и только для них нужно будет выделить 28,5 миллионов гривен в месяц (на основе расчетов, сделанных выше). В год – 342 миллиона. Напомним, что это только пенсионеры. А есть еще участники АТО и члены их семей, инвалиды и чернобыльцы, ветераны войны, ветераны силовых структур и так далее – имя им легион. Так что, думаем, вполне реально потратить на компенсации им всем десятую часть годового бюджета области, который составляет всего 6,4 млрд грн. Хотелось бы, чтобы все эти люди понимали, что льгота на их проезд обходится реально дорого. В мире нет ничего совершенно бесплатного, и то, что не оплатил один, придется оплатить кому-нибудь другому. Например, налогоплательщикам, лишенным каких-либо льгот.

При таких перспективах не факт, что областные власти согласятся переходить на монетизацию, - а они, между прочим, имеют право на отказ. Если это случится, ситуация с льготным проездом останется такой же, как и была. Подобный поворот в Кабмине предусмотрели тоже и прописали порядок возмещения стоимости проезда на межобластных маршрутах. Если вам придется съездить в другую область, а там действует механизм монетизации, то вам положена компенсация стоимости билета по месту вашей регистрации.

Как будет выплачиваться компенсация проезда, если Кировоградский облсовет решится на монетизацию? На самом деле просто – она будет приходить на тот же банковский счет, на который приходят социальные выплаты или пенсия. А если вы не получаете никаких выплат, но имеете по закону право на бесплатный проезд, то компенсация будет приходить на счет, реквизиты которого вы предоставите своему территориальному управлению соцзащиты.

Последнее важное дополнение: на решение о сумме компенсаций у областных администраций есть два месяца. И эту работу нужно будет проделать независимо от того, решит областной совет перейти на монетизацию или оставит все как есть. В общем, 1 июня станет точно известно, какую прибавку к своей пенсии или соцвыплате получит каждый льготник. Или не получит. В любом из вариантов есть один важный аспект: мы точно будем знать, во сколько денег нам на самом деле обходится так называемый бесплатный проезд.