Сергей Кузьменко: «Представитель государства в регионах должен быть»

12:55
1787
views

Через два месяца глава Кировоградской облгос­администрации Сергей Кузьменко наверняка проведет большую пресс-конференцию и отчитается за все четыре года своей работы. Как правило, на подобных масштабных мероприятиях поговорить нормально и без спешки не удается никогда. А тут – разгар лета, половина столичного начальства в отпусках, подчиненные в районах заняты урожаем и дорогами – можно побеседовать спокойно. Тем более что вопросов накопилось изрядно.

 

– Сергей Анатольевич, в сентябре исполнится 4 года, как вы стали руководителем ОГА. В нашей быстротечной политической жизни это огромный срок. Вы практически уже можете отнести себя к губернаторам-ветеранам. В свои 43 года чувствуете себя эдаким аксакалом?

– Ефим Леонидович, давайте о моей работе за четыре года поговорим в сентябре. Два месяца, что остались до этой даты, буду стараться использовать максимально эффективно для того, чтобы сделать побольше нужных и важных дел.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что аксакалом себя не чувствую, скорее – достаточно эффективным менеджером, работающим в сфере госуправления. Я считаю, что это нормальная практика, когда Президент на срок собственных полномочий назначает свою команду. И уверен, что Президент, когда будет подводить итоги своей работы за всю каденцию, расскажет в том числе и о том, что мы сделали в регионах, каждый на своем рабочем месте.

– Возвращаясь к памятным дням сентября 2014 года, как вы чувствовали себя тогда в этом кабинете? Что запомнилось?

– В памяти возникает очень напряженная ситуация в стране, фактически в 2014-м в Украине шла горячая фаза войны на востоке. Именно тогда было сформировано управление как армией, так и силовыми структурами, и они начали делать свою работу и освобождать территорию Украины от непонятных формирований на востоке. Те дни – это тысячи трагедий в нашей стране и, к сожалению, сотни трагедий в нашей области. Народ был в недоумении от того, что соседняя страна, которую мы долгие годы считали братской, могла сеять боль и смерть в наших семьях. Людям нужно было переосмыслить, что происходит.

Это время было очень тяжелым еще и потому, что те люди, которые сразу поставили себя в оппозицию к Президенту, не собирались сотрудничать с властью в регионе. Они тогда прямо говорили, что все решения, которые Президент принимает, неправильные. Условно говоря, был бы не Кузьменко, а другой человек, все равно было бы активное противодействие, потому что это политика. А учитывая, что мое назначение совпало фактически с парламентской избирательной кампанией, это придавало еще большие градусы в политическую ситуацию. Но скажу честно, что таких ярых оппонентов было немного, единицы. Эти люди фактически меня не знали. Ничего не знали ни о том, что я собираюсь делать, ни о том, чем раньше занимался. Они выступали и поступали так, как научили их политические лидеры. Потому понятно, что какой-то период времени нужно было потратить, нужно было со всеми встретиться, объяснить мой план действий. Понятно, что это было не самое приятное время в жизни, но вы знаете, что на единичные эти случаи я получал поддержку сотен и даже тысяч людей, которые в виде СМС, телефонных разговоров, просто встреч на улице писали и говорили: «Сергей, все будет нормально, эмоции уйдут, в стране непростая ситуация, нужно хладнокровие, нужно спокойствие и нужно начинать делать те вещи, в которых нуждается страна». Эти люди, которые лично меня знали, и даже те, кто не знал, мне дали огромную поддержку, уверенность в том, что нужно двигаться вперед и выполнять те функции, которые реально на меня возложили государство и Президент.

– А были моменты, когда руки опускались, когда вы просто не знали, что делать?

– Нет.

– Наблюдая вас, так сказать, со стороны, мы с коллегами не раз отмечали вашу жесткую хватку: если Кузьменко начал какой-либо проект, то замучает всех и себя, но доведет его до конца. И все сделает добротно и основательно. И проверит пять раз. Так было со строительством оборонительных сооружений в зоне АТО, с ремонтом областных медучреждений, теперь вот с дорогами. Это – характер, принцип работы или вынужденная необходимость, когда надо все контролировать самому?

– Думаю, что этот вопрос – продолжение того, о чем я только что говорил. Не было у меня такого, когда опускались руки и хотелось сказать: «А зачем это все надо?» Меня так учили, и, в принципе, я считаю, если ты принял решение и хочешь что-то сделать, построить, это надо сделать и хорошо, и качественно, и в полном объеме, и в тот период, который ты себе отводишь. Несмотря на то, что губернатором я стал в 39 лет, понимал, что должен показать конкретные дела за ту каденцию, которую мне доверили быть первым лицом в области. Поэтому любой проект, который был инициирован Президентом и правительством или который лично я инициировал, воспринимаю как обязательный к исполнению и стараюсь тех людей, которые вокруг меня, настраивать на то, что мы должны свою работу делать качественно.

Вот вы вспомнили задачу строительства на востоке нашей страны оборонительных сооружений, которые сейчас создают безопасность для наших воинов. Тогда мы фактически за два месяца мобилизовали серьезные ресурсы и значительное количество людей и техники. Несмотря на расстояние в 500-600 км, мы туда отправили сотни рабочих, сотни рейсов автотранспорта, технику, которая перевезла железобетонные сооружения, спроектированные и изготовленные в области на наших заводах, и выполнили все задачи, которые военные нам поставили. И сделали качественно свою работу.

Скажу и о том проекте, который касается здравоохранения: действительно я лично инициировал то, что мы сделали для детской медицины. Сделали хорошее дело для многих поколений детей, которые будут приходить в этот детский городок и чувствовать, что эта страна и эта жизнь – для них. Там ведь просто руины были, и я для себя решил, что, если маленький человек пришел в этот мир, его жизнь должна начинаться с позитива. Лично для меня это важно. Этот уникальный проект по детской больнице, этот детский городок, он действительно потребовал много сил, большой концентрации ресурсов из разных источников. Нужно было действительно влюбить в этот проект многих людей, начиная с тех, кто в Киеве «выдает» деньги, и заканчивая здесь руководителями городов и районов. Пояснить им, что это такая классная объединяющая штука, которую можно сделать вместе и которой будут пользоваться все без исключения жители Украины.

Считаю, что это не единственный такой удачный проект. И, видимо, действительно мой характер таков, что, если хочешь быть успешным, ты должен требовать от себя и от окружающих четкого выполнения тех договоренностей, которые рождаются за столом. Если мы такие договоренности приняли, значит, необходимо по максимуму контролировать и требовать от себя и от окружающих четкого выполнения – тогда будет результат.

– Похоже, на сегодня вашей главной темой стали дороги. Мне кажется, Кировоградщина сейчас использует исторический опыт США и Германии, буквально за уши вытаскивая себя из экономической депрессии, активно вкладываясь в строительство и ремонт дорог. Но можно ли построить «дорожный коммунизм» в одной отдельно взятой области?

– Мы построим «дорожный коммунизм» в Украине. В этом у меня нет сомнений. И да, вы абсолютно правы в том, что многие страны в период депрессии разогревали экономику, строя дороги. И мы этим путем уже третий год идем, и у нас с каждым годом количество денег, которые выделяются из государственного бюджета, растет. Мне приятно, что мы вместе со службой автомобильных дорог смогли показать: в центре Украины, на Кировоградщине, есть классные специалисты, хорошие компании, которые могут работать и честно, и эффективно и показать результат, что, в свою очередь, дает уверенность правительству, депутатам, которые принимают решения по распределению денег, доверять нам солидные суммы из государственного бюджета на реализацию этого проекта.

Скажу честно, у меня есть такая внутренняя задача: мы из Кропивницкого должны за час выехать за пределы области в сторону Днепропетровска, за час выехать на Умань, за полчаса доехать до Николаевской области и за полчаса выехать за пределы области в сторону Киева. То есть на 4-х направлениях – запад, восток, юг и север – из областного центра дороги должны быть идеальными. И, собственно говоря, над этим мы сейчас и работаем.

Но не едиными государственными дорогами живет сегодня страна. Понятно, эти дороги ремонтируются за деньги из госбюджета. Но государственный бюджет в формате децентрализации передал нам часть дорог местных и передал дорожный фонд. Кировоградщина получила солидные деньги, это 380 млн гривен, которые мы, согласно протяженности дорог в каждом районе, разделили. Местные власти и главы администраций приняли решения, какие в первую очередь дороги нужно ремонтировать. Мы эти предложения приняли, утвердили их в Укравтодоре, и, соответственно, на сегодняшний день фактически завершена работа по разработке проектно-сметной документации. У нас таких 87 проектов в районах, еще 14 в городах, которые соединяют государственные дороги. Итого 101 дорога или участок дороги будут охвачены ремонтами в этом году. Все эти участки я вместе со специалистами областной государственной администрации, специалистами службы автомобильных дорог буду, естественно, контролировать и смотреть за тем, чтобы качество работ было на высоком уровне и чтобы эта дорога служила так, как и заложено сроками эксплуатации. Уверен, что мы действительно делаем правильные вещи, создаем скорость движения людей и условия для роста экономики, потому что хорошая дорога – это скорость не только машин, но и скорость движения экономики.

– Очередная избирательная кампания в Украине фактически уже началась. Причем одновременно и президентская, и парламентская. Активизировались все – державники, популисты, националисты и даже артисты. Какую позицию в этой ситуации займете вы? Будете объяснять людям, за которых несете ответственность: что такое хорошо и что такое плохо?

– В ситуации, когда есть вопрос «а как правильно поступить?», нужно делать то, что положено по закону. А по закону губернатор должен обеспечивать жизнедеятельность области, не политических процессов, а жизнедеятельности региона. Потому будем дальше строить дороги, амбулатории, ремонтировать больницы, детские садики, создавать условия для того, чтобы экономика развивалась, а заработная плата и доходы у людей росли. Этой работой я буду заниматься в пределах тех полномочий и того срока, который определен законом и Президентом.

– Тем не менее, люди всегда ожидают от губернатора, чтобы он честно сформулировал свою политическую позицию, не нарушая закон.

– Скажу так: я работаю в команде Президента Порошенко. Он доверил мне важный участок работы в этой стране – отвечать за ситуацию в целой области. И те программы, те вещи, которые нам удается реализовать, они сделаны, потому что мы работаем вместе в единой команде.

– С учетом вашего опыта работы госчиновником, нужна ли должность руководителя ОГА в том виде, в котором существует сейчас? Должна ли она быть выборной?

– У нас есть законопроект по реформированию Конституции, он проголосован в первом чтении, и суть этой реформы заключается в том, чтобы сделать большой шаг в сторону местного самоуправления и, условно говоря, экономическую жизнь передать исполкомам, которые будут формироваться депутатами. Также, как у нас сейчас происходит в городах, такая же модель будет и на уровне области. Люди изберут депутатов, депутаты изберут исполком – исполнительный орган, и он будет заниматься хозяйственной деятельностью, экономикой и распределением денег. Но есть общие задачи государства – защищать территориальную целостность, отстаивать интересы всех людей, живущих в разных регионах. Поэтому государственная ветвь власти должна быть представлена на уровне области, наверное, и районах тоже. Будет ли это префект или назовут по-другому, но однозначно, что представитель государства в регионах должен быть. И я уверен в том, что он будет обязательно, потому что это абсолютно оправданно, абсолютно логично.

– Не могу не спросить вас о политике государства в земельных вопросах. Расскажите, пожалуйста, о своем видении этой важнейшей проблемы.

– Действительно, это очень серьезный для нашей страны вопрос. Для Украины отношение к земле заложено на генетическом уровне. Вся история страны связана с защитой территории, борьбой за эту землю и за возможность украинцам жить в своем государстве. Потому земельный вопрос – это не вопрос прагматического бизнеса, а элемент самосохранения как народа, так и государства. И, естественно, этот вопрос, он многосложный. С одной стороны, чем больше государство регулирует эти вопросы, что-то запрещая и разрешая, тем больше мы имеем с этим проблем. Но если открыть полностью этот рынок, то есть риски потери суверенитета и собственных территорий путем того, что придут транснациональные компании и просто выкупят у нас землю, и мы перестанем суверенно управлять этими территориями.

Потому резюмирую, сломя голову бежать в рыночные земельные отношения нельзя. Оставлять ситуацию, как есть, тоже нельзя. Нужны обдуманные и взвешенные небольшие шаги. Эволюционным путем однозначно мы придем к цивилизованным нормам в земельных отношениях.

– Сергей Анатольевич, вопросы у меня еще есть, но, с вашего разрешения, давайте оставим их на сентябрь.

– Договорились.

Фото Павла Волошина, «УЦ».