Отшумели радостные последние звонки, пролетели нарядные выпускные. Пришла волнительная и нелегкая пора определяться – куда поступать, кем быть, как плыть. Как показывает жизненная практика – более 90% выпускников поступают в вузы по каким угодно причинам, но только не по зову сердца. «Так сказали родители», «ну не улицы же мести», «надо продолжать династию юристов», «неважно какая – лишь бы корочка о высшем», «там недобор, и учиться недорого» – и это далеко не весь серьезный «мотивационный» перечень. Потом это все выливается в депрессии, неудовлетворенность жизнью и т. д. Сегодня общаемся с Павлом Позняковым – человеком, который в свое время вуз выбирал самостоятельно и осознанно, а затем несколько раз менял профессию.
– Павел, где ты учился?
– В Киевском политехническом институте, специальность «инженер-теплотехник». Во время учебы в аспирантуре преподавал студентам курс моделирования всяких физических процессов. Уже 14 лет живу в Киеве, со времен учебы в политехе. Не сказать, что я сильно хорошо учился. Я – не медалист. Медаль, красный диплом – это не про меня.
– Как началась привязанность к компьютеру?
– Как у всех, наверное, – с игр.
– Как тебе учеба в политехе в целом? Есть ли там случайные люди?
– Как и везде. Это же срез общества в каком-то плане. Есть те, кто прям учился-учился и со страшной силой добился поступления, есть те, кому повезло просто, есть те, кто прошел по недобору. Я пошел специально на подготовительные курсы для поступления. Учился на госбюджете. Получал стипендию. Застал еще тех преподавателей старой закалки, у которых можно было сдать только, если знаешь.
– Многих отчисляли?
– У нас на потоке было две группы теплотехников и две группы по турбинам, в общей сложности 100 человек. На последнем курсе осталось 50 с чем-то человек.
– Расскажи детальнее о преподавательском опыте.
– Преподавал магистрам, будучи аспирантом. Предмет, частично связанный с профессией, на которую учился, а частично с компьютерами – «компьютерное моделирование». Суть дисциплины – просчитать какой-то процесс, связанный с теплоэнергетикой, не путем эксперимента («а давайте проверим – бабахнет или нет»), а на компьютерной модели. Проверить, протестировать, найти слабые места, исправить их таким способом – гораздо быстрее, дешевле и практичнее.
– Преподавал четыре года, почему прекратил?
– Решил, что это не мое. Люди, которые, казалось бы, уже взрослые и практически заканчивали институт, еще не понимали, зачем им это все изучать.
– Чем занимался потом?
– Работал инженером-проектировщиком на заводе энергетического оборудования «ДАН». 2,5 года считал теплообменники, установки для отопления, для горячего водоснабжения и т. д.
– Почему оттуда ушел?
– В один прекрасный момент решил сменить работу и походить по собеседованиям. Эти два года на заводе «ДАН» пришлись на не самый веселый период в стране – всякое бывало (и задержки по зарплате, и отношение руководства). Пока искал другую компанию, пришел к такому интересному выводу: на самом-то деле никто и не готов платить больше за знания. Есть какая-то устоявшаяся сумма, которую тебе с горем пополам, с чувством, что ты им остался еще очень-очень должен, готовы заплатить. Эта сумма и то, на что я рассчитывал, не совпадали – работая промоутером где-то в магазине и рассказывая «покупайте наших слонов, наши слоны самые серые в мире», можно было заработать больше, чем работая главным инженером. А на нем немаленькая ответственность лежит, в том числе и за подчиненных. На последнем собеседовании напротив меня сели семь человек и начали друг друга представлять – это наш генеральный директор, это наш коммерческий директор, это еще какой-то директор – одно начальство. А кто ж работать будет? Собеседование длилось два с лишним часа. Все эти два часа: «А вот так умеешь?», «А если вот это – то что?» Все эти два часа отвечал, а потом: «Ваши зарплатные ожидания». Я назвал ту же самую зарплату, которую получал на тот момент, - мне в ответ: «Спасибо, мы вам позвоним». Я им сказал тогда: «А что вы ожидали – что все то, что вы меня два часа спрашивали, вам будет делать студент за минималку?» Понятно, что мне никто не позвонил, но после этого их заказы выполнял я через другого человека. Я так понял, что они так и не нашли, кто бы их устроил и кого бы устроили они. Обратились к отдельной компании, которая делает проектные расчеты, и так получилось, что эта компания их расчеты отдала считать именно мне. Было забавно.
– Ну а ту работу, которой занимаешься сейчас, как все-таки нашел?
– Сотрудничаю с компанией EPAM Systems – это одна из крупных мировых компаний, в Украине входит в десятку самых крупных. Я – тестировщик, проверяю программное обеспечение на наличие ошибок. Были проекты, связанные с мобильными приложениями, были проекты всяких интернет-магазинов. Сейчас вот работаю над проектом системы складского учета и заказов для доставки одной канадской компании.
– Какая конкуренция в вашей сфере?
– Конкуренция достаточно большая. Но в данный момент украинский IT-рынок продолжает расти, в год этой сферой деятельности поглощается дополнительно несколько тысяч народу. Поэтому конкретно прямо сейчас еще довольно легко туда попасть, если задаться целью (но уже не так легко, как лет 5 назад, когда брали всех подряд). И если ты хотя бы что-то из себя представляешь и у тебя есть какие-то знания, умения и ты к этому стремишься, то нет ничего невозможного.
– Чем будешь заниматься дальше?
– Скорее всего и буду тестировщиком – в программисты не тянет. Я утром просыпаюсь с радостью – скорей бы на работу.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...