Не отдавать ни пяди чужой земли, похоже, твердо решили в Украинской православной церкви (Московского патриархата) Кировоградской области, где продолжаются конфликты из-за инициатив о переходе религиозных общин под юрисдикцию Православной церкви Украины, получившей автокефалию 15 декабря прошлого года.
В частности, речь о храме Успения Пресвятой Богородицы, построенном в 2013 году на территории парка им. Крючкова в Кропивницком преимущественно за счет нынешнего городского головы Андрея Райковича, и Крестовоздвиженском храме в Перегоновке Голованевского района, который возводили в 1990-е за пожертвования местных жителей.
«Пусть забирают дрова»
На прошлой неделе действующие лица разного уровня, светской и религиозной принадлежности говорили о рейдерском захвате культового сооружения, использовании детей в пропаганде, делили верующих на легитимных и не очень, публично отказывались от выполнения законов. Все началось с появления видеообращения Райковича вечером 23 января.
– То, что Украина получила Томос, на мой взгляд, равносильно духовной свободе, – сказал он. – Мое решение является твердым, осознанным и искренним. Обращаюсь к членам православной общины поддержать меня в решении передать храм Успения Пресвятой Богородицы Православной церкви Украины.
Буквально в течение часа после того, как запись была обнародована, в церковь на Новониколаевке начали собирать людей, как утверждают очевидцы, подвозили автобусами. Прибыл митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, в миру Петр Губень, высший руководитель УПЦ в области. Было организовано собрание, которое приняло решение оставить храм под ее юрисдикцией, а заодно отказались признавать решение Вселенского патриархата о предоставлении Томоса новой автокефальной церкви.
После трех утра на канале Youtube «Кировоградская епархия» появилась видеозапись, на которой маленькие дети поют у алтаря и на камеру просят «не забирать храм».
– До десяти часов вечера держать детей, «давить слезу» из них, чтобы дети плакали, чтобы дети просили… Ну это же от лукавого, это не от Бога, – прокомментировал Райкович на следующий день во время пресс-конференции. – Я готов к диалогу, но мне никто не предлагает этот диалог, ко мне никто не обращается, мне ничего не говорят, все замолчали и чего-то ждут. Моя гражданская позиция – ждать не надо, Украина получила Томос, у меня есть обязательства перед обществом, и я их выполняю. Тем способом, который считаю правильным. Мне было сказано, что я «разжигаю огонь». Я говорю: пусть забирают дрова!
Кто к кому за чьим
Он сообщил также, что решение остаться под юрисдикцией УПЦ, согласно протоколу, принимала не та религиозная община, на балансе которой находится культовое сооружение.
– Я думаю, что это элементы и признаки рейдерства, – в частности, сказал городской голова. – «Религиозная община в честь Успения Святой Богородицы Кировоградской епархии», как выяснилось, в 2007 году создана, но я с такой общиной не работал, меня не привлекали, меня не приглашали в членство этой общины… И когда строился храм, эта община не привлекалась к строительству. Совсем другая община имеет все учредительные документы, прежде всего, документы государственной регистрации и на землю, и на право собственности на здание.
Отметим, по данным реестра прав на недвижимое имущество, объект принадлежит Кировоградской областной общественной организации «Елисаветградское православное общество», свидетельство о праве собственности выдано 17 декабря 2014 года.
– Я уверен, что здравый смысл победит, амбиции отойдут на задний план и духовенство, руководство Украинской православной церкви Московского патриархата с пониманием отнесется к мнению владельцев, общества и примет правильное решение, – отметил Райкович.
Эти надежды уже через сутки развеял митрополит Иоасаф, собрав собственную пресс-конференцию, во время которой заявил, что даже на совместное использование помещения для богослужений с Православной Церковью Украины в организации не согласны. По его мнению, автокефальную церковь, получившую Томос от Вселенского патриарха, дословно, «никто до сих пор не признал».
– Даже осуждают это деяние Константинополя, в том числе и мы. Поэтому мы категорически против этого, мы этого делать не будем, мы будем законно, сколько у нас будет сил и возможностей, защищать храм, это здание культовое, – в частности, сказал митрополит.
И добавил, что «община настроена решительно». Его коллега, епископ Александрийский и Светловодский Боголеп, в миру Валерий Гончаренко, пошел еще дальше, заявив, что «законы, принятые Верховной Радой, никоим образом нас не касаются».
Ни шагу назад?
Об этом он сказал, отвечая на вопрос о возможных сроках выполнения требований Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», принятые парламентом изменения к которому Президент подписал еще в конце прошлого года. В частности, речь идет о том, что организации, которые управляются из государства-агрессора, в том числе и УПЦ, должны отражать принадлежность в своем названии.
Отметим: на официальном сайте Московского патриархата Русской православной церкви Кировоградская и Новомиргородская епархия указана среди организаций в структуре, а митрополит Иоасаф – среди ее деятелей. Известно также, что осенью 2017-го он участвовал в заседании синода в Москве.
Сегодня деятели пока не переименованной УПЦ демонстрируют отменную цепкость и оперативность в противодействии первым потугам становления автокефальной украинской церкви на Кировоградщине. Так, переход общины Крестовоздвиженского храма в Перегоновке, поддержанный на собрании 24 января, по мнению Иоасафа, также не состоялся.
– Право созыва приходских собраний принадлежит исключительно приходу и той общине юридической, в которую входит 10 верующих и настоятель. Другими людьми, жителями села или председателем сельского совета созываться не могут собрания, потому что они не имеют никакой юридической силы, – в частности, сказал он на следующий день. – Людей призвали откуда-то с базара и сделали это собрание… Сегодня приехал туда настоятель, прихожане, которые ходят в храм, и поют там, и молятся, проводят легитимное законное церковное собрание. А никакого перехода не было.
У председателя сельсовета Владимира Козака по этому поводу есть собственное мнение, ведь церковь, которую начали строить в 1991 году на средства жителей, находится в собственности именно местной общины и не принадлежит ни одной религиозной организации как юридическому лицу.
– Я считаю, что все жители села имеют право там молиться. 160 человек проголосовало, это же все зафиксировано, – говорит он.
Похожее мнение относительно «сортировки» прихожан и выборочного права решать, под какой юрисдикцией проводить обряды, высказал и Андрей Райкович касательно ситуации в Кропивницком, подчеркнув, что, вопреки закону и желанию людей, ничего делаться не будет.
– Я думаю, что прихожан в храме не учитывают, переписи никто не делает, - отметил городской голова. - На то он и храм, он открыт для каждого человека… Верующих людей в Кропивницком много, православных, и все они имеют право считать себя прихожанами этого храма.
Про призначення / поновлення виплати пенсії особам, які виїхали з тимчасово...