Участника боевых действий в зоне АТО светловодчанина Александра Федоруса чуть было не лишили родительских прав, а теперь требуют вернуть социальную помощь, полученную на детей. Ситуация, сложившаяся в его семье, настолько нетривиальна и дика, что вмешиваться в нее пришлось даже депутатам городского совета Светловодска.
По словам самого бойца, все началось после того, как его гражданская жена и мать троих его дочерей Майя Малюта умерла из-за онкологического заболевания. В это время он как раз вернулся из зоны боевых действий, где в рядах 93-й отдельной механизированной бригады ВСУ отслужил год. О своей болезни женщина ему ничего не говорила, страшную новость он узнал буквально за несколько дней до ее смерти. А потом началась борьба за собственных детей.
– У Майи есть родственники – сестры, которые после ее смерти внезапно изъявили желание взять опеку над девочками, – рассказал Александр. – Но в реальности было другое – одного ребенка я забрал у чьих-то кумовей, а другого – из интерната. Старшая дочь осталась под опекой родственников.
Родственники матери девочек обратились в суд с требованием лишить Александра родительских прав. Пока длилось рассмотрение обстоятельств дела, они донимали семью, регулярно обращаясь в соцслужбы и даже строча заявления в полицию. Полиция несколько раз проводила в доме обыски – искали то оружие, то наркотики, – но ничего не находили. Проверки соцслужб заканчивались составлением положительных отчетов об условиях проживания детей. Тем не менее, на первом заседании суда в ноябре прошлого года было принято решение передать девочек под опеку родственников матери. Александр обратился к своим боевым побратимам из «Легиона свободы», к делу подключились свободовцы и депутаты Светловодского горсовета Александр Молчанов и Руслан Степура. Кроме них, помочь отцу восстановить свои права взялись активисты из общественной организации «Українська правозахисна агенція». Дошло до того, что в конце 2016 года дело семьи Федорусов-Малют было вынесено на рассмотрение сессии Светловодского горсовета, который большинством голосов встал на сторону участника АТО и потребовал провести повторное судебное заседание. На втором суде, состоявшемся в декабре 2016 года, за Александром наконец было признано право воспитывать собственных детей.
На данный момент Александр Федорус полностью посвятил себя дочерям. А у него их, оказывается, не трое, а четверо. Самая старшая, Таня, родилась от первого брака, сейчас ей 17 лет, она учится в одном из профтехучилищ Светловодска и поддерживает связь с отцом. Вторая девочка – 14-летняя Яна – была настроена родственниками против Александра и на данный момент не хочет с ним общаться. Сейчас с ним живут двое младших детей – 9-летняя Аня и 4-летняя Настя. Аня ходит в школу, а кроме этого, является членом яхтклуба и, по словам Александра, уже добилась немалых успехов. Было видно, что отца переполняет гордость за дочку, которую он сам записал в клуб. Но самая младшая девочка Настя – инвалид. Ежемесячно Александр ездит с ней в Кропивницкий на врачебные осмотры и курсы лечения. Имея ребенка-инвалида, практически невозможно устроиться на работу. Семья живет на социальные выплаты. Но, видимо, судьбе и местным чиновникам показалось, что маловато на долю бойца АТО выпало злоключений…
На днях члены «Української правозахисної агенції» вместе с Александром устроили пресс-конференцию, привлекая внимание к очередному нарушению прав многодетного отца: представители городского управления труда и социальной защиты требуют от Федоруса вернуть деньги, выплачивавшиеся в течение нескольких месяцев как помощь по малообеспеченности. При этом, по словам представителя «Агенції» Анны Пахомовой, чиновники не привели ни одного аргумента, достаточного для отказа в начислении помощи.
– Представители управления соцзащиты требовали от Александра написать заявление об отказе от получения помощи, других весомых причин лишить его выплат у них просто нет, – отметила правозащитница.
Обвинения, озвученные правозащитниками, весьма серьезные, и, если представителям второй стороны есть что сказать в свою защиту, мы готовы представить их точку зрения на сложившуюся ситуацию на страницах «УЦ».
После пресс-конференции (во время ее Александр был излишне напряжен и не очень охотно отвечал на вопросы, что в целом для человека, не привыкшего к вниманию СМИ, естественно) Александр рассказал некоторые подробности семейной войны, в которую были втянуты ни в чем не повинные дети. Речь шла о недвижимости, оставшейся после смерти Майи Малюты. Незадолго до болезни у нее умерла старенькая мать, и сестры договорились о том, что наследницей дома, в котором та жила, будет Майя. Она подала заявление на наследство, но не успела завершить оформление необходимых документов. Зная об этом, после ее смерти сестры тут же подали свои заявления и разделили имущество, которое, если бы удалось завершить все процедуры, осталось бы за детьми Майи. Теперь же у них нет ни кола ни двора. Сейчас семья живет в доме Александра в Светловодске. О потерянном имуществе отец не жалеет, говорит, что в тот момент, когда оно разбазаривалось, его волновали совсем другие вопросы, и почему опекунский совет Светловодска допустил столь вопиющее нарушение прав детей (напомним, одна из этих девочек – инвалид) – вопрос собственно к опекунскому совету.
Александр Федорус вынес в публичную плоскость небольшую часть сложных и часто совсем некрасивых взаимоотношений местных чиновников с людьми, для которых они предположительно работают. Нередко их деятельность больше напоминает паразитирование, питаемое массовым незнанием жителями сел и районов своих основных прав. К сожалению, правозащитника к каждому нуждающемуся не приставишь…
Фото Олега Шрамко, «УЦ»
«Терра Україна»: кропивничан запрошують на серію інтерактивних лекторіїв з історії України...