Светлана Аношкина: «Заряжаешься солнцем, воздухом и чистыми красками»

14:40
2557
views
Фото Олега Шрамко, «УЦ»

Уже третий пленэр, организованный галереей «Елисаветград», состоялся на Кировоградщине. В этом году он назывался «Елисаветградский» и был посвящен 125-летию со дня рождения художника Александра Осмеркина.

Неутомимый галерист Николай Цуканов пригласил десять художников из разных городов и даже стран. Все безусловно талантливые, искренние и открытые. Общаться с каждым из них было огромным удовольствием и подарком судьбы. Первой нашей собеседницей была киевлянка Светлана Аношкина. Писала пейзаж и говорила…

– Светлана, о вас, конечно, много информации в Интернете, которую можно прочитать, но все же расскажите о себе.

– Я живу в Киеве. Член Союза художников Украины, член Бюро живописной секции Киева. Более восьмидесяти выставок. Люблю писать на пленэрах, портреты, пишу станковые композиции. Окончила мастерскую Пузырькова. Виктора Григорьевича, к сожалению, уже нет в живых, но я помню его заветы. Когда я у него училась, он просил, чтобы я как можно дольше продержалась в реализме. Так стараюсь работать.

– Не так много женщин посвящают свою жизнь живописи, становятся профессиональными художниками. Как это получилось у вас?

– Да, это непростая профессия, и очень сложно совмещать семью и работу. Но у меня получилось. Много приходится ездить, оставлять дом надолго, переживать по этому поводу. У меня есть сын, ему двадцать два года, он тоже художник, учится в академии. Он с шести лет ездит со мной на пленэры – жалко было дома оставлять надолго. Мы были в Крыму, в Карпатах, в Седневе Черниговской области. Насмотрелся красоты. Сначала он играл на скрипке, потом поступил в художественную школу. В чем-то мы друг другу помогаем, даем советы.

– Чем вы еще живете, кроме живописи?

– Живописью. Преподаю. У меня есть своя мастерская, куда приходят ученики. Меня приглашали преподавать в художественный институт, но я тогда находилась на пленэре, и мне было сложно все бросить и уехать. Потом ко мне стали обращаться, чтобы я дала уроки, показала какие-то приемы. Так постепенно образовалась группа учеников. Я люблю с ними общаться, потому что хочется делиться знаниями, полученными от моего учителя Пузырькова.

– Когда нет пленэров, что вы пишете?

– Я участвовала в росписи Киево-Печерской лавры. Я очень люблю писать портреты, и эта любовь у меня с самого детства. Через портрет я общаюсь с человеком. Еще у меня есть любовь к жанровой, станковой картине. Это сложно писать, потому что нужно много времени, большое сосредоточение, чтобы не отвлекаться. У Сурикова была ситуация: когда он писал одну из картин, настолько сосредотачивался, что закрывал дверь, и жена ему еду передавала через окошко. Я это немножко на себе прочувствовала: когда отвлекаешься от картины, потом сложно вернуться в это состояние. Несколько таких работ стоят у меня в мастерской. Думаю, что в ближайшее время я их закончу и сделаю выставку.

В прошлом году у меня была юбилейная выставка в галерее «Митець». После этого меня пригласил университет имени Шевченко сделать выставку на кафедре этнографии. Я увлекаюсь украинским народным костюмом, мне интересны узоры. Выставка называлась «Українські візерунки». С этим названием у меня было три выставки. Сейчас одна из них проходит в фойе театра оперетты.

– Насколько хватает вдохновения после очередного пленэра?

– Надолго. Приезжаешь, как правило, бодрая, заряженная солнцем, воздухом, чистыми красками. На пленэр выезжают для того, чтобы палитра стала чище. Потом в мастерской продолжаешь работу. Этюды я стараюсь не трогать. Даже если сразу что-то в своей работе не нравится, в мастерской, когда ты не видишь природы, все равно чувствуешь эмоции. И то, что не нравилось, начинает нравиться.

– Как вам у нас, на нашей природе?

– Я очень благодарна Николаю Николаевичу за приглашение. Для меня честь быть здесь. Такая насыщенная программа, о нас так заботятся, Цуканов поднимает настроение. Для меня важно, что пленэр посвящен Осмеркину, потому что этот художник повлиял на меня в творческом плане в ранние годы учебы. Мой преподаватель познакомил меня с его творчеством, и я сразу прониклась. Музей Осмеркина для меня был открытием, я писала интерьеры в этом доме. И то, что Похитонов, Оссовский – ваши, тоже для меня было откровением. Я также благодарна одесскому художнику Анатолию Кравченко, который рекомендовал меня Николаю Николаевичу.

Архитектура вашего города потрясающая. Для нас организовали экскурсию, во время которой было много открытий. Мы писали особняк Барского. Здорово, что мы побывали на Хуторе «Надия». Я писала там два дуба, которые посадили Садовский и Заньковецкая. Их ветки так переплетены, что история этих двух людей звучит по-другому.

– Вы приедете к нам еще?

– С удовольствием и большой радостью, если пригласите.