На прошлой неделе в Александрии пахло бензином и духом старого времени. В городе состоялся «Ретрослет Александрия – 2017». Каждый, кто отличает карданный вал от кардамона и картер от портера, обязан был быть там! Ну и, кажется, вся Александрия побывала на этом классном автошоу.
Чего там только не было! Роскошные авто середины прошлого века и утилитарные машины начала прошлого столетия, безукоризненные в чистоте линий мотоциклы времен Второй мировой войны, изящные редкостные произведения автопрома, смысл и практичность которых даже не всегда понятны современному человеку. И много, много позитивных эмоций и впечатлений.
Главными организаторами и идейными вдохновителями ретрослета являются александрийский фанат старых авто Алексей Василенко и Игорь Широкун, журналист самого, пожалуй, известного профильного украинского издания «Автоцентр». Он и рассказал «УЦ» подробности дела.
– Сколько авто собралось в этом году на слет?
– Более 100 единиц техники. В прошлом году, когда мы впервые попробовали организовать это мероприятие, собралось 47 машин и мотоциклов, – говорит Алексей.
– Можно выделить саму редкую, уникальную машину на выставке?
– Таких изюминок на самом деле немало, – отметил Игорь Широкун. – Из Запорожья к нам приехал «Форд АА» 1928 года выпуска. Через девять лет он отметит столетний юбилей! И при этом в таком отличном состоянии. Эта машинка сыграла немаловажную роль для нашей земли – она стала прототипом легендарной советской «полуторки» ГАЗ-АА, которая поднимала экономику и войну вывезла своими колесами.
Кстати, из Кривого Рога приехала такая полуторка времен войны, в варианте ГАЗ-ММ, - без дверей, с брезентовым верхом, с одной фарой, без передних тормозов. Это реально очень редкая машина.
Нельзя не отметить две интересных «Волги» ГАЗ-21, так называемые догонялки. Я с детства люблю автомобили, всю жизнь их изучаю, они стали моей профессией и судьбой, но я еще до недавнего времени не знал, что такие существуют. По виду это обыкновенная «Волга», но внутри – «Чайка». Двигатель мощностью 190 лошадиных сил против 70 «лошадок» у серийных авто! Автоматическая коробка передач, большая редкость на то время. Ни одна иномарка в те годы – автомобили послов и военных атташе – не могла уйти от этих машин. Потому их и называли «догонялками» - всех догонят. Они были созданы именно для нужд внешнего наблюдения КГБ СССР, и их было выпущено всего несколько сотен. Наружностью они ничем не отличались от обычных «Волг», у них даже было три педали, как у обычной машины, хотя при автоматической коробке передач нужны только две (педаль сцепления для автоматической коробки передач не нужна. - Авт.). То есть, если бы даже любой человек заглянул внутрь, он не отличил бы эти машины от серийных. Эти машины должны были быть неприметными, как все у спецслужб.
Ну и, конечно, номер один – это «Чайка», найденная у вас в областном центре. Ее нашли буквально несколько недель назад, и это единственная такая машина в Украине! Хотя бы потому, что она ни разу за свою долгую жизнь не перекрашивалась, на ней родная краска. Ни разу никогда капитально не ремонтировалась – при капремонте часто «родные» детали и узлы заменяют черт знает чем. Она никогда не была «под свадьбами», так это называют, что очень быстро убивает машины, - очень скоро их внутренняя отделка залита шампанским и прожжена сигаретами, исколоты высокими каблуками женщин покрытие пола и сам пол и т. д. В 99 процентах случаев такова была судьба всех «Чаек» – сначала обком партии, а потом ЗАГС. Этой машине повезло, такая участь миновала ее.
Есть даже легенда об этой «Чайке». Якобы Леонид Ильич Брежнев был в Кировограде в 1967 году, это уже будучи Генеральным секретарем ЦК КПСС. И ему для поездки был представлен ЗИМ ГАЗ-13, это тоже шикарная по тем временам шестиместная машина, по негласному регламенту тех лет секретари обкомов должны были ездить именно на таких ЗИМах. Но ЗИМ сломался прямо в дороге. Брежнев на наших местных руководителей не осерчал, а тут же распорядился – выделить Кировоградской области «Чайку». Для небольшого областного центра тогда это было очень круто. Если это правда, конечно, а не обычная легенда, которыми окружены многие «Чайки».
Есть также интересный автомобиль из Знаменки – американский джип Willys времен Второй мировой войны. Их в Украине в принципе много. И стоит он относительно недорого – тысяч 10-15 в хорошем состоянии. Но этот в нашей Знаменке! Представьте себе: там человек восстановил такой Willys из полностью «убитого», сгнившего состояния. Своими руками, не обращаясь к американским сайтам и американским складам. Что-то делал сам, что-то находил в Украине. Я был просто потрясен, когда увидел этот автомобиль. Его владелец настолько все тщательно отреставрировал, что к внешнему виду авто придерутся только самые строгие судьи.
Из Каменского, бывшего Днепродзержинска, с родины Брежнева, к нам привезли нечто вообще уникальное. Это не мотоцикл и не автомобиль, а какая-то вроде мотоколяска для барышень, французская вещь, я также впервые узнал, что выпускали что-то подобное. И она ездит!
– А машины все на ходу?
– Большая часть, 90 процентов! Конечно, ежедневно на них никто в магазин не ездит. И сюда большинство машин доставлялось трейлерами и даже фурами. Но на парадный пробег многие выехали, проехали улицами Александрии.
Главным отличием от прошлогодней выставки стало то, что прибыли серьезные коллекционные автомобили из самых именитых коллекций нашей страны: из Киева, Днепра, Запорожья, Кривого Рога. Это те, кто организованно, массово приехали с несколькими машинами. Людям это нравится, они влюблены в автомобили и хотят, чтобы другие видели результат их многолетней работы по восстановлению редких машин.
Это великолепное мероприятие было бы невозможным без помощи и поддержки многих людей. Футбольный клуб «Александрия» любезно предоставил свой стадион «Ника» под выставку. Корпорация «УкрАгроКом» солидно поддержала материально. Также серьезную помощь и поддержку оказали городской голова Александрии Степан Цапюк и депутат Александрийского городского совета, заместитель главы облгосадминистрации Андрей Коломийцев. Ну и энтузиазм еще многих других людей дал возможность празднику состояться.
В следующем году автомобильный ретрослет в Александрии снова будет. Соберется еще больше красивых машин и неравнодушных людей. А в будущем… Как сказал на открытии один из организаторов: «Когда-то в Александрии планировали наладить производство комбайнов. Не пошло по разным причинам. Но, может, когда-то у нас в городе мы будем производить уже автомобили. Заводы есть, кадры есть». Ну что ж, дай Бог.
Геннадий Рыбченков, фото Павла Волошина, «УЦ».
Виплата пенсії для впо після 31 березня 2024 року продовжується, якщо…