Полиция наносит ответный удар

17:55
2444
views

В Кропивницком случился наезд на полицейского, о чем сообщила пресс-служба ведомства. В ответ общественность «наехала» на патрульную полицию, обвинив полицейских в фальсификации инцидента. Так двумя предложениями можно коротко рассказать об очередном витке противостояния между общественной организацией и патрульной полицией. На самом деле все не так весело – похоже, обе стороны были, что называется, «заточены» на конфликт.

 

25 апреля местные интернет-ресурсы растиражировали сообщение пресс-службы полиции о совершенном в Кропивницком наезде на патрульного и о полученных им телесных повреждениях. Практически в тот же момент активисты общественной организации «Кропивницкий дорожный контроль» (ОО «КДК»), которые свою страницу в «Фейсбуке» сопроводили гордой надписью «Засіб масової інформації», сообщили и выставили набор видеофайлов с места события, утверждая, что это в отношении их активистов сотрудники патрульной полиции применили спецсредства, избили их и всячески измывались над ними. При этом особенно подчеркивалось, что эти якобы противоправные действия совершались относительно не абы кого, а журналистов, что автоматически повышает статусность события и градус противостояния. Самое время разобраться в ситуации.

По версии правоохранителей, представители ОО «КДК» пытались ворваться в помещение патрульной полиции, более того матерились, выбили из рук полицейского телефон, которым он фиксировал происходящее, набросились на него, за что против них применили меры физического воздействия и надели наручники. После этого к управлению прибыли другие активисты, которые попытались прорвать условную линию ограничения движения, совершив при этом наезд на сотрудника органов.

По версии ОО «КДК», все было с точностью до наоборот. Впрочем, не будем ссылаться на источники, послушаем рассказ руководителя ОО «КДК» Виталия Демидчика журналисту «УЦ».

«Все началось с того, что в этот день в суде слушалось дело при участии активистов КДК, но: судья перенес рассмотрение в связи с тем, что копия, которую выдали полицейские, плохо читалась, и он попросил сделать нормальную копию с оригинала. Они пришли в админпрактику (в управление патрульной полиции), чтобы взять копию постановления. Там есть комната приема граждан, куда “вхід вільний”. Там должны быть ручка, листочек, чтобы каждый человек мог написать заявление, ознакомиться с какими-то материалами. И вот, когда они хотели пройти в эту комнату, у них начали требовать документы. И когда полицейские мешали пройти в эту комнату, ну там говорить, дайте паспорт, дайте ваши паспортные данные, Падурец Евгений им начал объяснять, ребята, вход в комнату должен быть без документов, каждый может войти. Пока он объяснял, началась потасовка с другими журналистами, там полицейский сделал удар в пах, началась словесная перепалка, в результате командир батальона отдает приказ “ломать” журналистов. Женя стоял, общался, его свалили с ног, полицейские начали избивать, даже сам замначальника полиции Марина Журавель подбежала и самолично била его в лицо.

Мне позвонили и сказали: “Виталик, избивают ваших журналистов”, я приехал, когда ребята были в крови, в наручниках. Когда лицо на капот, а у него кровь по капоту автомобиля течет. Я достал бейджик, показал удостоверение. Я приехал к своим сотрудникам, а меня начали отгораживать от этого места, и через минуты три подъехал Колесник Андрей, это главный редактор одноименной СМИ нашей, ОО “КДК”, он даже им “здрастье” не успел сказать, полицейский начал имитировать наезд на ногу, хотя машина уже стояла, и было видно, что он при остановленном автомобиле подставляет ногу под колесо и начинает имитировать боль. Там человек 20 прибежало полицейских, вытащили из машины, положили лицом в асфальт, семь минут его полицейский, я это фиксировал, семь минут ровно, полицейский душил его коленом в шею. Он уже синий был, начал хрипеть, тогда я уже “скорую” начал вызывать, “скорая” пришла, нормальный водитель попался, он говорит: “Ребята, что вы делаете, он сейчас умрет”. В общем, 7 минут он на нем сидел, а через 16 минут его только подняли, 16 минут он лежал на асфальте. Это главный редактор КДК! Это все были журналисты, у них есть бейджики журналистов, все это официально оформлено, зарегистрировано.

Мы показываем недочеты и недоработки полиции, говорим, где им надо меняться. На этой почве они к нам недружелюбны. Мы это квалифицируем, как преследование журналистов».

Вообще-то инцидент со стороны общественности описан достаточно живописно, чтобы не сказать – устрашающе. Гестапо, как говорится, отдыхает. Неудивительно, что комментарии в соцсетях, том же «Фейсбуке», иногда выходят за цивилизованные пределы и граничат с призывами к расправе над полицейскими. К чести Виталия, надо сказать, что он тоже не одобряет такое поведение читателей, но нельзя не отметить и его излишнюю эмоциональность. Во всяком случае, на видео, распространенном ОО «КДК», видно, что люди мирно беседуют с полицейскими в фойе, потом выходят на улицу, а затем уже в фойе видно, как одного держат на полу, а другого активиста скручивают на улице, после чего заводят в положении «лебедя» в помещение. То есть, можно предположить, что активисты таки решили не предоставлять своих документов и прорываться на охраняемую территорию, хотя бы и в общественную приемную. Сами активисты тоже не скрывают, что разговор проходил на повышенных тонах, при этом кто-то матюкнулся. О попытке прорыва линии охраны никто не говорит, а на самом видео этого нет. Просто в какой-то момент камера начинает «прыгать», и, что она фиксирует – непонятно.

Видео наезда на полицейского тоже ничего не доказывает – то ли камеру поздно включили, то ли камера делала «проезд», но утверждать о динамике авто однозначно сложно. Хорошо видно, как полицейский приближается к автомобилю и в момент вроде бы соприкосновения начинает кричать. Но попала ли нога под колесо, тоже не видно. Возможно, что-то похожее все же было, но не исключено, что имела место «маленькая футбольная хитрость», когда футболисты «дорисовывают» нарушение правил и криком стараются убедить в этом судью.

Ничего не имеем против активной общественности, но не может не удивлять и легкость, с какой уже и профиль в «Фейсбуке» объявляется средством массовой информации или даже газетой, а всех активистов априори записывают в журналисты. Для придания статуса это имеет значение, а вот повышает ли это ответственность самих так называемых журналистов – большой вопрос. Хотя бы и по описанию случившегося, где явно заметен переизбыток эмоций. Во всяком случае, даже на видео режиссеров «от КДК» прыганий на голове и ударов не видно.

Намного сдержаннее в описании происходящего полиция, к ней тоже есть вопросы, которые, кстати, поднимает и Виталий Демидчик. Речь идет о фиксации задержания нагрудными камерами наблюдения. Говорят, что полиции есть что скрывать, потому что инцидент произошел на ее территории и в глазах общественности именно полицейские неадекватно отреагировали на безобидную попытку общественников прорваться внутрь полицейского управления. Представитель ПП Кропивницкого Дмитрий Поперешняк на вопрос о КДК говорит предельно откровенно:

– Це основне питання, хто такий КДК? Це організація, яка стверджує, що вони є журналістами, є активістами, а їхня мета благородна та покликана контролювати дії поліції, насправді – це провокатори, і їхня мета – провокація, і благородного там немає взагалі нічого, і від журналіста там тільки посвідчення. Я особисто не бачив їхніх посвідчень. Хтось з патрульних каже, що бачив. Вони хотіли владнати якісь справи у відділі адмінпрактики, який займається документацією, пов’язаною з постановами, протоколами тощо. Вони хотіли постанову чи оскаржити, чи копію отримати. І приїхали за цією справою, а далі ми описали. Зараз триває службова перевірка, усі факти з’ясовуються. Ми все написали. У деталі вдаватися не будемо.

Справа на розгляді в прокуратурі, бо всі справи, які стосуються дій поліцейських, розглядає прокуратура.

В общем, бой общественности и патрульных Кропивницкого произошел по вполне мелочному поводу, но война грозит принять затяжной характер. Никто не хочет снимать ответственности с полицейских за возможное превышение полномочий, но и общественность, якобы стоящая на страже законности, тоже не должна нарушать простейшие правила, хотя бы и такие, как право правоохранителей требовать предъявления документов.