Итак, с 1 мая новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» вступил в действие. Что теперь ждет нас с вами – рядовых потребителей этих самых услуг?
Разбором данного документа, зарегистрированного в Верховной Раде под номером 2189-VIII, мы занимались еще два года назад, в 2017 году, когда он только был проголосован. На вступление в действие ему было отведено целых два года, за которые нужно было успеть сделать много важных вещей. Главные – монетизировать субсидии и оборудовать многоквартирные дома приборами домового учета тепловой энергии, горячей и холодной воды. Первое находилось в сфере компетенции Минсоцполитики – и они, хоть и со скрипом, но все же успели к оговоренной дате. А вот, что делать со вторым, неясно до сих пор. Согласно закону, в каждом многоквартирном доме (где это позволяют технические условия) за счет поставщика услуги должен был быть оборудован узел коммерческого учета. Но обо всем по порядку.
Пеня
Составляет она 0,01% от суммы долга за каждый день неуплаты, максимальная сумма пени не может превышать сумму долга. Это вроде бы совсем немного – 1 копейка на каждые 100 гривен в день. Начисление пени, согласно формулировке закона, начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем конечного срока внесения оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Но вот когда наступает этот самый конечный день?
– Закон «О жилищно-коммунальных услугах» в очень общих чертах описывает, как должна начисляться пеня, – говорит генеральный директор ОКПП «Днепр – Кировоград» Роман Илык. – Есть несколько подзаконных актов, в которых прописан четкий алгоритм действий, ими мы и руководствуемся. Согласно данному алгоритму, сумма пени составляет не более 0,01 процента в день от суммы долга, за месяц это примерно 0,3%, а за год эта сумма должна составить не более 3,6% от общей суммы долга. Начисляться пеня начинает, если потребитель не оплатил услугу до 20 числа месяца, следующего за месяцем оплаты. То есть тем, кто не рассчитается за водоснабжение за май, с 20 июня будет начисляться пеня. Если 20 число припадает на выходной, начисление пени начинается на следующий после него рабочий день.
Пеню не начислят в ряде случаев: задержка выплат по субсидии, задержка зарплаты, если потребитель в указанное время не проживал в доме или квартире. Также Роман Илык отметил, что пеня не начисляется, если должник заключил с предприятием договор о рассрочке платежа.
Двадцатое число следующего месяца – конечный срок не только для ОКПП «Днепр – Кировоград». За газ, электроэнергию и другие услуги тоже необходимо рассчитаться до этого момента. Однако, хотя закон уже действует, даже у чиновников возникает много практических вопросов, на которые нет ответа.
– Как именно и по какой методике будет начисляться пеня, мы пока не знаем, поскольку еще не получили соответствующих подзаконных актов, – отмечает начальник Департамента ЖКХ Кировоградской ОГА Ольга Довжук. – Например, неизвестно, какие именно долги брать в расчет при начислении пени. Закон не имеет обратного действия, а это значит, что предприятия не имеют права начислять пеню на долг, образовавшийся до 1 мая. Но как определить эту часть в общей сумме, если предприятия-поставщики услуг в основном фиксируют общую сумму долга? Этот вопрос требует разъяснения. Мы получим эти разъяснения в течение месяца, но до этого можно говорить лишь о предположениях и возможных вариантах.
Тепло по счетчикам?
Вместе с начислением пени должны были вступить в силу нормы, прописанные в смежных законах, в первую очередь в Законе «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». Если помните, данный документ обязывал поставщиков тепла и воды установить на всех домах, где есть техническая возможность, узлы коммерческого учета. Проще говоря – внутридомовые счетчики на тепло и воду. Их показания должны были стать отправной точкой для расчета конечной стоимости услуг по тепло- и водоснабжению. Но и здесь царит неопределенность.
– Мы не имеем четких методик расчета стоимости отопления, – отмечает Довжук. – Кроме того, есть серьезная проблема оснащения домов приборами учета – теми самыми коммерческими узлами, о которых идет речь в Законе «О коммерческом учете». У нас в области есть населенные пункты, на 100% оснащенные тепловыми счетчиками, – это поселок Власовка Светловодского района и город Долинская. На 80% оснащены дома в Александрии. Но во всех случаях установка узлов учета финансировалась за счет местных бюджетов. Самые проблемные в этом плане – Кропивницкий и Светловодск. В Кропивницком имеется серьезная проблема – в большинстве домов до 50% и более жильцов поставили автономное отопление, и если установить на такой дом узел учета, тариф на тепло для тех, кто пользуется услугой центрального отопления, будет просто заоблачным. Это грозит реальным социальным напряжением, и эту проблему необходимо решать.
А решать ее кропивничане не торопятся – только в 70 домах имеются исправные тепловые счетчики, показания которых ложатся в основу расчета стоимости отопления. Кроме того, главное тепловое предприятие города – «Кировоградтепло» – находится в процессе смены собственника. В конце прошлого года Городской совет Кропивницкого проголосовал за возвращение целостного имущественного комплекса, арендованного ООО «ЦНТИ УНГА», в коммунальное управление. Между тем, согласно закону, именно поставщики тепла обязаны за собственный счет установить коммерческие узлы. У «Кировоградтепла» на это может банально не хватить времени – по словам Довжук, срок истекает в августе, далее последуют серьезные штрафные санкции.
– Коммерческие узлы учета должны устанавливаться за счет поставщиков услуг, а их стоимость предположительно должна возмещаться потребителями в течение пяти лет, – отмечает Роман Илык. – Но дело в том, что ни у нас, ни у теплогенерирующих предприятий средств на это нет. Это не только в Кропивницком – вся Украина в такой же ситуации. Средства на установку домовых счетчиков в тарифе не предусмотрены. Мы сейчас делаем расчеты, с которыми в ближайшее время планируем обратиться в горисполком по данному вопросу. Кроме того, насколько мне известно, в Раду был внесен законопроект, призванный урегулировать или отсрочить этот вопрос.
Ольга Довжук отметила, что учет воды, согласно новым правилам, должен осуществляться иначе, чем учет тепла. Ведь почти у всех потребителей в квартирах стоят счетчики. Так что же там с нормой, обязывающей платить за соседа?
– В Законе «О жилищно-коммунальных услугах» речь идет о коллективном и индивидуальном потребителе, – говорит Довжук. – Общедомовой коммерческий узел должен находиться в ведении коллективного потребителя, а поставщик при этом должен заключить с ним договор. То есть это ответственность управителя или объединения совладельцев. Если у вас заключен индивидуальный договор, то ваш личный счетчик является коммерческим узлом. Однако, опять-таки, подзаконных актов, регулирующих этот вопрос, и методик расчета мы не видели. А без них давать четкие разъяснения невозможно.
В общем, пока мы с вами продолжаем платить за водоснабжение, согласно показаниям своих счетчиков или нормам потребления, принятым Кабмином. Сколько времени понадобится для фактического вступления в силу Закона «О жилищно-коммунальных услугах» со всеми вспомогательными законами, пока не знает никто. Но мы держим руку на пульсе и кошельке.
Що робити, якщо ви стали свідком домашнього насильства