За себя, соседа и трубу в подвале

15:20
2851
views

22 июня Президентом был подписан Закон №2119 «Про комерційний облік послуг теплової енергії та водопостачання», обязывающий поставщиков коммунальных услуг до 2019 года установить приборы учета на все многоквартирные дома (для нежилых помещений крайний срок – август 2018-го), а потребителей – обзавестись индивидуальными счетчиками. Новый закон вступил в силу 1 августа.

Итак, считать потребленные калории и кубометры в скором времени нам придется по новым правилам. Закон 2119 предлагает кардинально новую интерпретацию понятия «коммерческий учет». Вот как теперь трактуется данный термин: «комерційний облік комунальних послуг (далі – комерційний облік) – визначення за допомогою вузла комерційного обліку або за встановленими правилами у передбачених цим законом випадках кількісних та якісних показників комунальної послуги, вимірювання яких забезпечується вузлом обліку, на підставі яких проводяться розрахунки за спожиті комунальні послуги».

Ключевое нововведение – это наличие узла коммерческого учета: «вузол комерційного обліку – вузол обліку, що забезпечує загальний облік споживання відповідної комунальної послуги в будівлі, її частині (під’їзді), обладнаній окремим інженерним вводом».

Если говорить доступным языком, то получается, что с момента вступления закона в силу учет тепловой энергии и воды компании-поставщики должны осуществлять не по показаниям личных счетчиков, установленных в квартирах потребителей, а по общим счетчикам, установленным на дом.

С 1 августа здания, не оборудованные коммерческими узлами, не могут быть подключены к внешним инженерным сетям. В домах, уже введенных в эксплуатацию, но не оборудованных коммерческими узлами, поставщик за собственный счет устанавливает счетчик, а его стоимость потом возмещает собственник объекта недвижимости. Если дом находится на балансе ЖЭКа, эти затраты компенсирует местное самоуправление (для большинства домов в Кропивницком – это горсовет), если он принадлежит ОСМД – из членских взносов совладельцев (с рассрочкой в 5 лет).

Следующий этап – обязательная установка личных счетчиков: «Власник (співвласники) будівлі, в якій окремі приміщення не є самостійними об’єктами нерухомого майна, але перебувають у користуванні різних споживачів відповідних комунальних послуг, у разі приєднання такої будівлі до зовнішніх інженерних мереж або обладнання такого будинку (будівлі) системою автономного теплопостачання, автономного гарячого водопостачання, автономного водопостачання зобов’язаний забезпечити оснащення таких приміщень вузлами розподільного обліку відповідно теплової енергії, гарячої води, питної води».

«Цель закона – переход на стопроцентный учет потребления тепловой энергии и воды, – заявил вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко. – Новый закон уже не позволит переводить на украинские семьи сверхнормативные потери монополистов и заложит принцип, согласно которому каждый будет оплачивать только те объемы коммунальных услуг, которыми он фактически воспользовался. Отныне для операторов внешних инженерных сетей начался отсчет времени для установки приборов учета. Поставщики услуг обязаны установить домовые счетчики тепла в течение года, горячей и холодной воды в нежилых зданиях – также на протяжении одного года, а в жилых – за два года. В противном случае именно на поставщиков, а не на потребителей будут налагаться штрафы. Учет позволит проводить мероприятия по энергоэффективности, контролировать энергопотребление, станет стимулом для экономного использования тепла и воды, благодаря чему сразу уменьшатся коммунальные платежи. Энергоэффективность начинается с учета».

В пояснительной записке к закону указывается, что принятие описанных в нем мер позволит сэкономить до 20% тепла в течение 1-3 лет. Преимущество нового закона – фактическое устранение такого понятия, как нормы потребления воды и тепла (в которые, собственно, и вписывались упомянутые министром сверхнормативные потери естественных монополистов). Они останутся для особых случаев (когда, например, нет технической возможности установить коммерческий узел или в форс-мажорных ситуациях вроде той, что случилась с водой в начале июля). Но есть и недостаток: все потери после коммерческого узла должны будут оплачивать конечные потребители – разница между суммой показаний индивидуальных счетчиков и показаниями общедомового будет пропорционально распределена на все квартиры в доме. То есть, кроме кубометров, которые показывает ваш личный счетчик, вам нужно будет оплатить некоторую часть тех кубометров, которые утекли из дырявой трубы в подвал или были украдены соседом, поставившим на свой счетчик магнит.

Больше всех, наверное, не повезет тем, кто установил в своих квартирах автономное отопление. Они не оплачивают услугу центрального отопления, но после установки теплового счетчика будут обязаны платить некоторую сумму за отопление мест общего пользования в своем доме – подвалов, технических этажей, подъездов. Эта сумма также будет определяться показаниями общедомового счетчика, разделенными пропорционально на все квартиры.

Норма об оплате всех потерь после коммерческого узла конечным потребителем нравится далеко не всем. «Закон Украины “О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения” означает, что все квартирные счетчики учета расхода воды и тепла можно выбрасывать, – заявил директор аналитико-исследовательского центра “Институт города” Александр Сергиенко. – По сути, теперь их наличие в квартире ничего не меняет. Так как эти устройства признаны новым законом некоммерческими, они не будут приниматься во внимание при расчете – это просто распределяющие счетчики. Плату за коммунальные услуги будут начислять по показаниям общедомового прибора. Поэтому все потери в сетях, кражи воды и тепла лягут финансовым бременем на ответственных плательщиков. Люди, которые экономят и вовремя платят, теперь еще станут возмещать потери за тех, кто не платит. По моим подсчетам, это около 20 процентов дополнительно». Однако большинство экспертов все же признают, что не знают реальных цифр.

В крупных городах многие дома уже имеют коммерческие узлы (в Киеве, например, до 80% многоэтажек оснащены тепловыми счетчиками). А вот в Кропивницком и более мелких городах ситуация не такая радужная. В областном центре тепловые счетчики имеют 348 домов при общем жилом фонде примерно 1400 многоквартирных домов. Цена одного прибора (вместе с установкой) – около 50 тыс. грн. Где найти средства на установку более тысячи таких счетчиков за два года? У нас нет ответа на этот вопрос.

Несмотря на ряд недостатков, Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» от 22 июня можно назвать в определенной степени революционным. Но вызовет ли он революцию в украинском коммунальном секторе?