Догнать и обогнать Аргентину

13:32
2633
views

В Украине стремительно формируется новый сектор национального рынка – рынок меда и другой продукции пчеловодства.

– Рядовой украинец съедает в среднем полкилограмма меда за год, – говорит замдиректора по производству ООО «Би Баззз» Евгений Демченко. – Это совсем немного. Житель Западной Европы съедает в среднем килограмм меда в год, а житель США – полтора. Для нас мед – что-то вроде целебного деликатеса, а там его едят поне­многу ежедневно, стараясь заменить им вредные вещества в своем рационе, такие, как сахар. При этом в перечисленных выше регионах живет обеспеченный покупатель, готовый платить высокую цену, но выдвигающий такие же высокие требования к качеству. Задача нашей фирмы – обеспечить это качество.

«Би Баззз» – это относительно молодая фирма, работающая на украинском рынке меда два года. Пчеловоды представителей таких фирм по старинке называют скупщиками, хотя более правильным было бы называть их иначе – трейдерами, или экспортерами. Эти фирмы являются связующим звеном между украинским пчеловодом и иностранным покупателем.

– Пока наш мед идет как обычный цветочный, или разнотравье с преобладанием подсолнуха, – отмечает директор фирмы Сергей Черченко. – Такой в огромных количествах используется в кондитерской промышленности, фармацевтике и косметологии. Но покупают его для этих целей по относительно низкой (для ЕС) цене. К сожалению, пока украинский трейдер не может предоставить на европейский рынок элитный мед, но совсем не потому, что Украина не может его производить.

Пока лидирующие позиции на мировом рынке меда занимает Аргентина. Она обеспечивает сладким золотом США и Канаду, а также экспортирует его в Евросоюз и страны Азии. Но Аргентина – старый и опытный игрок. В Украине же рынок меда всего семь лет назад начал стремительно расти. И, как водится, у него имеются свои болезни роста.

– Главная проблема для нас – отсутствие современных независимых лабораторий, доступных рядовому оператору рынка, – считает Сергей Черченко, директор ООО «Би Базз». – Лабораторий, способных анализировать мед в соответствии со стандартами ЕС, в стране лишь несколько, и принадлежат они крупным медовым компаниям.

Как же работает украинский медовый трейдер? Сначала он закупает мед у пасечника, затем подвергает его довольно специфической обработке. Начинается она с декристаллизации. Этот процесс проходит в специальной камере, оснащенной сложной автоматикой. Чтобы разрушить кристаллики в меде, его нужно некоторое время нагревать, поддерживая постоянную температуру не выше 42 градусов, чтобы сохранить полезные вещества. Если мед высокого качества, на этом его обработка заканчивается и формируется экспортная партия – 21 тонна. Предприятие по переработке меда у фирмы «Би Баззз» находится в с. Могутнее Кировоградского района. «Би Баззз» продает мед в страны ЕС – Германию, Испанию, Италию, Францию, Румынию, Хорватию. В планах компании – выход на рынки Канады и США. Для обеспечения надлежащего качества мед проходит трехступенчатый анализ, иногда по требованию заказчика проводится дополнительный анализ в одной из первоклассных европейских лабораторий.

– Европеец предъявляет иные требования и обращает внимание на другие свойства меда, нежели отечественный покупатель, – говорит Евгений Демченко. – Это касается сортовых или монофлерных медов. Европеец не знает такого традиционного украинского сорта, как майский мед. Для него существует акациевый, липовый, рапсовый, причем содержание пыльцы акации и липы должно быть минимум 20%, норма – 50% и выше. Мы еще не можем достигнуть таких же показателей для украинского меда из-за отсутствия инструментов для пыльцевого анализа и именно поэтому пока проигрываем венгерскому или, например румынскому поставщику монофлерного меда. Но у нас есть преимущество – наш рынок только формируется, причем формирование идет исключительно по законам рыночной экономики с высокой конкуренцией и при минимальном вмешательстве государства. Он имеет огромный потенциал для инвестирования.

Высокий темп развития рынка меда хорошо виден в динамике: семь лет назад Украина экспортировала всего 7 тысяч тонн меда, при этом основным покупателем была Россия, в нынешнем году объем экспорта уже вплотную подошел к отметке в 90 тысяч тонн. Главным стимулом столь бурного роста Сергей Черченко считает проевропейский вектор украинской политики, позволивший открыть национальному производителю рынки ЕС. В привилегированном положении оказались все участники рынка – и пчеловоды, получившие возможность продавать мед по достойной цене, привязанной к курсу доллара и евро, и трейдеры, поставляющие в Европу все больше меда, и украинская экономика в целом. Но, чтобы завоевывать новые рынки (руководители «Би Баззз» одним из самых перспективных назвали рынок Японии), нужно менять подход к производству меда. И он, по словам Сергея, уже меняется.

– Образ украинского пчеловода в сознании большинства людей – это пенсионер или военный в отставке. Но сейчас появилось много молодых пчеловодов, избравших это дело как основную работу. И они уже ориентируются на европейские стандарты, стараясь производить чистые сортовые меды. Но, наверное, главное, чего мы хотели бы, – наладить нормальные, взаимовыгодные отношения с пасечниками. Пока доверия нет, нас считают спекулянтами. Но это тоже болезнь роста – когда в Украине формировался рынок зерна, он проходил через ту же стадию недоверия между производителями и трейдерами. Сейчас и первые, и вторые понимают – им друг без друга не выжить. Такое понимание со временем будет достигнуто и у нас с пчеловодами, – уверен Евгений Демченко.