Столетняя пьеса о сегодняшнем дне

13:44
1938
views
Фото Павла Волошина, «УЦ»

В рамках фестиваля «Кропивницкий» наши кропивничане показали спектакль по пьесе Карпенко-Карого «Хозяин», премьера которого состоялась 25 сентября 2013 года в рамках «Вересневих самоцвітів». Почему именно этот спектакль выбран для показа на фестивале, почему он актуален сегодня, как никогда, и о том, отличается ли фестивальный спектакль от обычного, репертуарного, рассказал главный режиссер театра им. М. Кропивницкого Евгений Курман.

– На выборе именно «Хозяина» настоял продюсер фестиваля Сергей Проскурня: «У вас есть прекрасный Карпенко-Карый, именно для нашего фестиваля, ставьте его – и все». Мы все очень счастливы, что покажем именно этот спектакль. Мы его любим, он легко восстанавливается, никто свои роли не забыл.

Мы во время репетиций между собой говорим: «Страна опять в опасности, и этот спектакль опять рождается». Только опасность сейчас несколько иная – это опасность коррупции, какого-то внутреннего гниения… Там же весь первый акт, каждая реплика – про наше лето, сегодня написана.

Почему актуальна написанная более 100 лет назад пьеса? Главный герой Терентий Пузырь (заслуженный артист Украины Александр Ярошенко) – земле­владелец, хозяин, выращивающий и продающий сотни пудов пшеницы и сахарной свеклы, разводящий десятки тысяч овец, на которого в нескольких экономиях горбатятся за копейки тысячи работников. Богатство ради еще большего обогащения, деньги ради еще большего их количества – вот жизненное кредо этого Хозяина. На сцене его олицетворяет крест с накинутым на него огромным, на всю сцену халатом из мешковины, на котором Терентий Пузырь тащит свое хозяйство… И для достижения своих целей он не брезгует никакими махинациями, а судьбы людей, даже самых родных и близких, ему безразличны, он готов растоптать их, унизить, уничтожить… Жена Пузыря Мария Ивановна (заслуженная артистка Украины Галина Романюк) – покорная и не вникающая «в экономию» женщина, беспредельно послушная своему мужу. Иногда даже создается впечатление, что она немножко не в себе… Закончившая с отличием гимназию дочка Соня (Дарья Зав­городняя), иногда проявляющая желание вникнуть в «бизнес» своего отца и выражающая непокорность ему в выборе жениха. Вороватые, полубандитского вида экономы, помощники Терентия Пузыря… Скажите, не встречались ли вам, в том числе и у нас на Кировоградщине, современные герои пьесы? Конечно, встречались…

Фото Павла Волошина, «УЦ»

«Дурно ніхто нічого не робе: ви для мене, я для вас». «Робочий, самі знаєте, тілько там дешевий, де землі нема, де нема за що рук зачепить, де бідність. - Так ви зробіть у Мануйлівці бідність!» «Та всі крадуть, що й казать, кругом крадуть». «Беріть – я вам не заважаю, не заважайте й мені! /…/ … брать, де дають і де можна, а на менших звертать!» «Земля, скот, вівці, хліб, комерція, бариші – оце життя! А для чого ж тоді, справді, і жить на світі, коли не мать цього нічого?» Это очень малая часть реплик, которые не потеряли свою актуальность за более чем столетие. Найдется ли кто-то, кто скажет, что пьеса «Хозяин» – не о сегодняшней ситуации в стране?

Финал спектакля отличается от пьесы. У Карпенко-Карого это бунт в одной из экономий и вызов находящегося при смерти Пузыря на допрос как обвиняемого в мошенничестве. Евгений Курман же придумал совершенно гениальный ход: все действующие лица спектакля заходят в распахнутые двери товарного вагона, в который ранее грузили мешки с пшеницей, а немец-шахмейстер Куртц задвигает двери, закрывает их и бодро читает какой-то текст на немецком языке… Занавес. Смысл этой сцены каждый может трактовать по-своему…

Мы поинтересовались у Евгения Курмана, чем должен отличаться фестивальный спектакль от обычного, репертуарного.

– Не должен и не отличается, - ответил Евгений Васильевич. - Это то качество, в котором спектакль должен идти всегда. Ни в коем случае нельзя устраивать какую-то ярмарку. Единственное отличие спектакля от премьерного – это то, что четыре года не прошли даром, и актеры стали играть намного глубже, качественнее, и те зрители, которые уже видели ранее «Хозяина», наверняка это заметили.

Если вы еще не видели эту работу кропивничан, сходите непременно. Проходной спектакль не выберут для всеукраинского фестиваля. Что, собственно, и подтвердила восторженная реакция публики и гостей фестиваля – профессиональных столичных критиков.