«Крепче за баранку держись, шофер!»

15:44
1890
views

29 октября Украина отмечает День автомобилиста и дорожника. Наша страна – абсолютно автомобильная, отношение к «железному коню» у многих трепетное, как к члену семьи. А еще автомобильные перевозки как грузов, так и пассажиров – это кровь экономики, без них невозможно представить сегодняшнюю жизнь. Накануне праздника всех, кто за рулем, мы поговорили об автомобилях и дорогах с тем, кто в них хорошо разбирается. Дмитрий Винницкий – директор крупнейшего пассажирского перевозчика в Кировоградской области ЧП «Оликс», с парком почти в 140 машин.

– Дмитрий Васильевич, с чем, так сказать, подошли к празднику автомобилиста?

– Ситуация не самая стабильная, энергоносители растут в цене… Но стараемся, чтобы пассажир был доволен. Хотя его в первую очередь волнует цена. Стараемся балансировать между рентабельностью и покупательской способностью людей.

– Однако нареканий всегда хватает к вам со стороны пенсионеров, участников АТО и т. д.

– Почему такая ситуация сложилась? Из-за неурегулированности вопроса с перевозкой льготных категорий. В законах прописано: перевозчик обязан возить, а государство обязано компенсировать проезд льготников. Перевозчики свои обязательства выполняют, да, бывают ситуации, но все же на 99% выполняют. А государство… Не думайте, что нам приятна эта ситуация.

– Какое мнение о новых габаритных автобусах в Кропивницком? Не будет у них сложностей с перемещением?

– Эти автобусы пойдут по тем маршрутам, где и в советское время ездили габаритные машины, все помнят те «Икарусы»-«гармошки». Думаю, несмотря на сложности с неширокими улицами на Балке и Балашовке, водители справятся.

– Есть ли решение проблемы с узкими улицами в центре Кропивницкого?

– Есть. Только одно – опыт водителей. Всё. К сожалению, расширять улицы некуда.

– Ваша оценка состояния наших дорог?

– Конечно, хотелось, чтобы они были похожи на европейские. Работать всегда есть над чем, но прогресс заметен. В городе сейчас отходят от ремонта «заплатами», стараются делать участками. Знаю, что хотят сделать улицу Короленко полностью новой, от аэропорта до Лесопарковой, даже с заменой бордюров, но какие-то тендерные вопросы пока не дают этого сделать.

– А в области?

– Если сравнивать с некоторыми соседними областями, то у нас более-менее. Облавтодор и руководство области следят, похоже, за этим вопросом. Важные направления – киевское, уманское – вполне пристойно сделаны. Николаевское, конечно… Но это не к нашей области претензии. А у нас еще много над чем есть работать. К примеру, участок дороги на Новомиргород – мы там новый автобус за два года «убили». Будем верить, сделают.

– Народные депутаты после известной харьковской аварии предлагают ограничить скорость в населенных пунктах до 50 километров в час. Поможет?

– Увы, уверен, что никто придерживаться не будет такого скоростного режима. Автомобили созданы, чтобы быстрее преодолевать расстояния. Ну и люди у нас такие. А ограничение в 60 км, на мой взгляд, вполне обоснованное. Водителю при такой скорости еще несложно рассчитать дистанцию и тормозной путь до светофора или машины впереди. Разница в 10 км ничего не решит, это больше пиар.

– А может, стоит вернуть ГАИ?

– Мне кажется, это будет путь назад. Реформа уже проведена, уже все привыкли, вернуть Гос­автоинспекцию в прежнем виде не получится, да и не уверен, что надо опять все перестраивать. Есть статистика, которая показывает уровень смертности на дорогах. Так вот, во времена ГАИ людей погибало существенно больше.

Я думаю, что надо повышать квалификацию сотрудников новой полиции, именно в сфере дорожного движения. Их учат 3-4 месяца, а для работы на дороге нужны опыт и дополнительное обучение. Ну и немного больше принципиальности.

– Ваше отношение к электромобилям?

– Самое позитивное. За ними будущее, тут нет сомнений. Со стремительным развитием технологий скоро даже электромобиль будет заряжаться бесплатно – если у тебя солнечные батареи или ветрогенератор дома или на участке.

Даже с точки зрения нашей сферы деятельности за этим будущее. В Америке уже испытывают электроавтобус, не троллейбус, фирма Proterra, он уже проходит больше тысячи километров без подзарядки. Они их внедряют, несмотря на дороговизну. Но с каждым годом технология дешевеет. Так что и электрические автобусы – это реальность, это перспектива. Ведь это в первую очередь простота. Электродвигатель намного проще, нет разных масел, смазок и других расходников. Они реже ломаются и т. д.

– Готовы пересесть на электромобиль?

– Пока нет. Все упирается в запас хода. Те машины, которые представлены сегодня рынке, имеют запас до 160 километров. А мне по работе каждый день приходится проезжать и по 200 км. К тому же у нас, насколько я знаю, еще нет зарядных станций. На трассе Киев – Одесса на заправках я уже такие встречал, в Киеве на парковках супермаркетов. У нас все еще впереди. Но желание есть.

– Наш город можно назвать дружелюбным для автомобилистов?

– Большинство городов имеют узкие улочки в центральной части. А хотелось бы везде иметь широкие дороги. Это главное для водителя – иметь больше пространства вокруг. Плюс работает физический закон – сужение пути прохождения ведет к понижению скорости. Плюс лучше видимость.

– С украинским автопромом как сейчас ситуация? Есть у него будущее?

– Если с точки зрения нашей отрасли, то состояние не худшее. В Украине достаточно много производителей автобусов. Это и черкасский завод, и «Богдан» из Луцка, бориспольский «Эталон», львовские ЛАЗ и «Электрон», херсонский автозавод, «Рута» из Часового Яра. Далеко не во всех даже экономически развитых странах есть такое серьезное производство автобусов.

К качеству есть вопросы, конечно. Но на месте отрасль не стоит. Черкасский автозавод сделал очень современный красивый пятидесятиместный автобус на базе «Исудзу», в Киеве его сейчас активно покупают, несмотря на цену. То есть прогресс присутствует.

– Китайский автопром не похоронит наш?

– В нашей сфере деятельности точно нет. Китайские автобусы уступают даже индийским «Тата» или «Ашок Лейланд». А вот легковые автомобили с каждым годом становятся все приличнее.

– Что пожелаете коллегам и всем, кто на колесах?

– Главное – стабильности. Хотя бы в ценах на топливо. Ну и традиционное водительское пожелание – ни гвоздя, ни жезла!