Отпуск у линии фронта: гибридная война на Азове

15:00
2311
views

Пока жители мирной части страны считают недели и дни до отпуска на доступном юге, Бердянск и Мариуполь оказались в фактической блокаде с моря. Российские военные задерживают украинские и иностранные суда, рыбаков у побережья в Запорожской области арестовывает ФСБ, а над пляжем на «бреющем» пролетает штурмовик.

 

В последние недели в России и террористических псевдо-республиках на востоке синхронно заговорили о том, что Украина вот-вот «может ударить».

У целого Путина на прямой линии озабоченные граждане спросили, что он думает о возможном наступлении украинской армии на Донбассе во время чемпионата мира по футболу, например. Он сказал. А уже 12 июня эхом заговорил некто Эдуард Басурин, занимающий высокую военную «должность» в «ДНР». Мол, наблюдается увеличение количества диверсионных групп, которые будут как засылаться вглубь, так и действовать по линии соприкосновения. «Думаю, все эти вещи будут усиливаться именно ближе к чемпионату мира по футболу», – предположил сепаратист.

Был еще ряд подобных заявлений и публикаций, в том числе связанных с учениями НАТО в Балтии, первыми прибывшими в Украину в начале мая «Джавелинами», и не только. Все это, конечно, можно было бы просто посчитать очередным горячечным бредом, если бы не целый ряд «но». Во-первых, в прошлый раз после домашней Олимпиады РФ откусила у нас Крым, в котором параллельно с нынешним чемпионатом как раз заканчивается вода. Во-вторых, похоже на то, как было с Грузией, где потом бомбили мирные города в рамках «принуждения к миру».

Наконец, на фоне этих разговоров очень многое уже происходит прямо сейчас – но не на востоке, а на юге, в акваториях Черного и Азовского морей. И об этом практически не говорят почему-то.

Азовский кризис

Уже к началу июня деятельность морской охраны ФСБ по задержанию коммерческих судов в Азовском море стала систематической. Об этом 4 июня писал в социальной сети экс-прокурор Кировоградщины Сергей Жолонко, ведущий активную морскую и социальную жизнь в Николаеве.

– Вчера на подходе к Мариуполю морская охрана ФСБ РФ задержала 2 наших судна и продолжает «шмонать» всякого входящего-выходящего из Бердянска и Мариуполя, – сообщил он.

Ситуация в развитии: в день сдачи этого материала, 14 июня, было задержано турецкое судно ALIYE HANIM, шедшее в Бердянск из Греции. В ночь накануне четыре часа досматривали еще один турецкий корабль, балкер ABDULLATIF, шедший с грузом из Мариуполя в Египет, и три часа – еще один, ATA, шедший в Мариуполь из Турции. Днем 13 июня  украинский сухогруз под флагом Либерии SALVINIA шел с грузом из Мариуполя в Италию. Это всего двое суток. Еще сутки с небольшим назад – опять турецкий балкер NAZMI шел с грузом из Мариуполя в Турцию. В 9 милях от Бердянской косы.

В целом только с 17 мая по 7 июня катерами береговой охраны пограничной службы ФСБ было совершено не менее 38 подобных задержаний, были остановлены и досмотрены не менее 26 судов, следовавших в два главных украинских порта на Азовском море или из них. Некоторые – по нескольку раз. Считали общественники, эксперты и журналисты из мониторинговой группы «Майдана Иностранных Дел», «Института Черноморских Стратегических Исследований» и сайта blackseanews, профессионально освещающего события в акваториях обоих морей, к которым имеет доступ Украина, и сопредельных странах.

– Конечно, это далеко не все факты задержаний – только те, что мы увидели сами с помощью наших морских друзей из Мариуполя, – отмечает его редактор Андрей Клименко.

Один из выводов группы – что действия России на Азове приведут к экономическому и социальному кризису в регионе. Уже со 2-го по 4 июня был официально зафиксирован простой Мариупольского порта.

– В последние дни сложилась тревожная ситуация, связанная с остановкой и досмотром российскими военными судов, следовавших через Керчь-Еникальский канал в украинские порты Азовского моря. Причем процедура эта длится долго, что приводит к увеличению финансовых затрат судовладельцев от 5 до 15 тысяч долларов в сутки, в зависимости от технических параметров судна. Все это серьезно влияет на работу нашего Мариупольского порта и его привлекательность для клиентов. Так, со 2-го по 4 июня порт простоял без грузопереработки, поскольку флот, следующий к нам под погрузку и выгрузку, был задержан для досмотра в Керчь-Еникальском канале, – сообщила начальник службы по связям с общественностью порта Айна Чагир.

«Это экономика, дурачок» – слоган предвыборной кампании Билла Клинтона как нельзя лучше подходит в этой ситуации. Для портовых городов остановка порта – как остановка сердца, это остро чувствует каждый из живущих там людей. И особенно остро – двое бердянских рыбаков, в мае вышедших в море на катере «Амур» и арестованных россиянами. Их обвиняют в браконьерстве в Краснодарском крае России, им грозит до 7 лет. В конце прошлого месяца были сообщения о том, что украинцев поместили под стражу в Ейске. Сообщений о том, что они из-под нее вышли или весь инцидент как-то закончился, не было.

К слову, о рыбаках и экономике. Как раз в прошлый вторник замглавы Государственного агентства рыбного хозяйства Украины Андрей Кравченко сообщил в эфире радио «Крым. Реалии», что после аннексии мы потеряли 90% промысловых запасов в Черном море. Речь и о доступе к ресурсам, и о кораблях с хозяйствами, оставшихся на территории полуострова.

– В Азовском море в 2018 году наши субъекты хозяйствования выловили уже более 37 тысяч тонн – это довольно большой объем, который частично обеспечивает продовольственную безопасность нашего государства, – также отметил Кравченко.

Военное присутствие

Сегодня это обеспечение под угрозой. Те же эксперты отмечают, что параллельно с экономической блокадой с моря началось наращивание военного присутствия РФ в Азовском море, где до мая 2018 года находились только корабли их береговой охраны и пограничной службы.

– Сейчас уже практически сформирована Азовская флотилия Военно-морского флота РФ. По нашим оценкам, она сейчас насчитывает шесть артиллерийских катеров типа «Шмель», переброшенных из Каспийской флотилии, шесть или семь малых десантных кораблей типа «Серна», тоже переброшенных из Каспийской флотилии РФ, – говорит уже упоминавшийся Андрей Клименко из blackseanews.

По его информации, в первой декаде июня в Азовское море прибыли два ракетных корвета «Град Свияжск» и «Великий Устюг» – те самые, что в конце 2015 года выполняли первые стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» по территории Сирии.

Примерно тогда же возле острова Змеиный был перехвачен «соседский» малый ракетный корабль, а постпред Президента Украины в Крыму Борис Бабин заявил о переброске российских ракетных катеров в северную акваторию уже Черного моря с возможной целью осуществления огневого контроля территориальных вод Украины у побережья Одесской и Николаевской областей.

Согласно экспертной оценке, Россия сейчас имеет на Черном море, кроме ракетного крейсера «Москва», два новых фрегата с ракетами «Калибр» и четыре новых подводных лодки с такими же ракетами. Сообщалось также, что 1 июня в состав Черноморского флота был принят ракетный корвет с «Калибрами» «Вышний Волочок» и два ракетных корвета, которые пришли из Каспийской флотилии РФ.

О переброске военных судов с Каспия, а также ракетных комплексах в оккупированном Крыму и на восточных границах, способных нанести удар «фактически по всей территории Украины», две недели назад говорил и секретарь СНБО Александр Турчинов.

Украина, со своей стороны, провела в Азовском море учения с участием 7 катеров Мариупольской береговой охраны – тренировались задерживать судно-нарушитель, отражать атаку со стороны диверсантов, вести бой. Национальные ВМС предупредили о закрытии для судоходства трех районов у побережья аж до 1 сентября, в том числе – у Бердянской косы, для проведения стрельб, которые, согласно официальным заявлениям, никак не повлияют на летний отдых граждан на этом самом побережье. Тогда же, в первых числах июня, военные давали разъяснения о полете штурмового самолета Су-25 над пляжем в популярной у граждан Кирилловке – тут же, неподалеку. Говорят, отрабатывали противодействие воздушным силам условного противника.

Что будет?

Правда, из хронологии событий продолжающейся блокады очевидно, что эти демонстрации на той стороне никого ни в чем не убеждают. Там, как, впрочем, и здесь, хорошо знают, что после потери значительной части военного флота в аннексированном Крыму нам в море ответить на агрессию особо нечем.

В 2014 году Украина перекрыла Северо-Крымский канал, по которому полуостров снабжался днепровской водой, и в связи с этим сегодня там назревает, как говорят, уже не проблема, а катастрофа. Именно с этим в том числе может быть связан морской шантаж. Один из условно оптимистических сценариев – в результате давления украинские власти сами разблокируют поставку воды, авось «отстанут».

Пессимистические могут варьироваться от захвата Каховки, где находятся главная дамба и шлюз Северо-Крымского канала, до попытки России дожать все-таки заявленный ранее проект «Новороссия». Озвучивались, помнится, аппетиты по поводу Запорожской, Николаевской, Херсонской областей и даже Одессы…

Голодный бунт портовых работников с рыбаками «качнуть» при той ситуации, что уже есть, в том же Бердянске особого труда не составит. Там, как по заказу, только в конце мая митинговали портовики – вроде бы около сотни человек могут уволить. А где бунт, там и до донецко-луганского сценария недалеко при огневой поддержке с моря. С суши через границу стреляли ведь уже, все помнят, как ГРАДы летели из-под Гуково Ростовской области, и не только.

Еще немного «зрады» напоследок: единственная официальная реакция на все происходящее на момент написания этой публикации поступила от первого заместителя постпреда Президента Украины в Крыму Изета Гданова. После нее вопросов стало больше.

Чиновник заявил, что ситуация в Азовском море критическая, Россия фактически захватывает его, что похищение украинских моряков, преграды в рыбном промысле и обыски иностранных судов требуют срочной реакции. И тут же констатировал фактически, что граница Украины на Азове сегодня проходит по линии прибоя.

– Нам нужно денонсировать международный договор, соглашение от 2003 года о совместном использовании Азовского моря и от 1993 года о распределении квот на промысел рыбы. Эти все договора необходимо денонсировать, необходимо демаркацию (нанесение границ, – Авт.) сделать по морю, необходимо объявить территориально море по Азову, чтобы у нас была фактически контролируемая 12-мильная зона. Сегодня у нас ее нет, – сказал Гданов в интервью крымскому изданию «15 минут».

Если кто не понял, то Азовское море у нас сегодня с Россией – юридически общее, считается внутренним и для нас, и для них, и никаких ограничений в перемещениях по нему для кораблей обеих сторон, в том числе военных, с точки зрения международного права нет. Такой вот парадокс. «Требует срочной реакции».

Чемпионат мира по футболу, напомним, закрывается 15 июля концертом в «Лужниках». С выступлением известных певцов России – так написано на официальном сайте турнира. Нагнетать еще больше не хотелось бы, но на море, если очень хочется, стоит до того съездить, наверное.