Закон «0,5»

15:00
2471
views

15 июня в бизнес-центре «Эльворти» состоялся круглый стол с участием представителей крупного и малого бизнеса, общественности и местной власти, посвященный проблемам налогообложения. Не часто представители крупнейших предприятий города собираются в экстренном порядке, чтобы обсудить проекты решения Городского совета Кропивницкого. И если такое случается, то проблема действительно имеет важное значение не только для бизнеса, но и для жителей города.

Повестку дня и цель проведения собрания озвучил председатель организации работодателей Кировоградской области Павел Штутман. Днями исполком Городского совета города Кропивницкий принял решение об установлении ставок налога на недвижимость, которым предлагается сессии городского совета увеличить новые ставки налога на недвижимость.

Закон о налоге на недвижимость был принят в 2014 году по инициативе правительства А. Яценюка для обложения налогом владельцев крупных торговых центров и недвижимости, которые на тот момент почти не платили налоги, взимая огромную арендную плату. Понятна и социальная логика такого закона, направленного на пополнение городской казны и установление социальной справедливости. С этой целью в Налоговый кодекс были внесены изменения, позволяющие органам местного самоуправления (ОМС) устанавливать ставки налога на недвижимость на своей территории в зависимости от рода деятельности и места расположения объекта недвижимости в размере до 1,5% размера минимальной заработной платы за один квадратный метр площади.

Напомним, благодаря волевому решению Кабмина минимальная заработная плата возросла за последний год больше чем в два раза. Соответственно, в два раза возросли и отчисления налога на недвижимость. Но власти Кропивницкого пошли дальше и предлагают повысить ставку налога на недвижимость ровно в пять раз! Несложный расчет говорит, что квадратный метр недвижимости за год обойдется в 18 с половиной гривен, и это без учета прогнозируемого роста размера минимальной заработной платы, который Кабинет Министров обещает повысить до 4200 гривен в месяц.

Но самое интересное в проекте решения даже не это, а перечень объектов, с которых власти решили получить налог на недвижимость. Благодаря вниманию властей в списки плательщиков налога на недвижимость попали одно- и многоквартирные дома массовой застройки, дома усадебного типа, а также: «господарські (присадибні) будівлі, допоміжні (нежитлові) приміщення, до яких належать сараї, хліви, гаражі, літні кухні, майстерні, вбиральні, погреби, навіси, котельні, бойлерні, трансформаторні підстанції тощо». Что прячется за таинственным «тощо» – сказать сложно, может быть, собачья будка или компостная яма, да хоть детская песочница, но перечень объектов довольно впечатляющий даже для не очень впечатлительных кропивницких пенсионеров, которые уже привыкли жить на свою минимальную пенсию. Вот только как они отреагируют на предложение заплатить налог на недвижимость за пользование туалетом или построенным несколько десятков лет назад сараем сказать сложно. Скорее всего, кто-то пренебрежет санитарными нормами и вообще снесет такой объект недвижимости, как туалет или баня. В общем, налицо возможный виток социального напряжения и очередной повод для политиков распрямить крылья в полете над оглушенным такой заботой электоратом. Да, не забыть бы и про гаражи, эти 30 или 40 «квадратов» обойдутся плательщикам налога на недвижимость во вполне реальные 700-800 гривен «годовых». Исполком не забыл.

Впрочем, и реакция бизнеса на повышение налогового давления будет не очень отличатся от реакции населения. Напомним, что основной идеей налога на недвижимость была идея внедрения справедливого налога на, условно говоря, роскошь и неучтенную, но использующуюся для обогащения недвижимость. Какое это имеет отношение к жилью простых смертных, к тому же не обремененных роскошью, сказать сложно. Но беда в том, что «под раздачу» попадают не только владельцы роскошных квадратных метров жилья, а также ресторанов, торговых центров, дорогих бутиков или салонов красоты, расположенных в центре города, но и объекты промышленной инфраструктуры, такие, как склады предприятий торговли и общественного питания. Без склада торговле – никак, а используются они совсем не на полную мощность. Платить будут даже дома и базы отдыха, пустующие большую часть года. Налог на недвижимость будут платить отели, рестораны, пансионаты, универмаги и магазины, станции технического обслуживания автомобилей, столовые и закусочные, объекты бытового обслуживания, то есть инфраструктура, определяющая уровень туристической составляющей города. Кстати говоря, с местами для проживания гостей для выставок, той же «АГРО-ЭКСПО» или для приглашенных на 100-летний юбилей всемирно известного педагога В. Сухомлинского, у нас не очень.

Не забыли инициаторы проекта решения и о досуге, предложив обложить данью на недвижимость театры, кинотеатры и концертные залы, залы заседаний, музыкальные и танцевальные залы с дискотеками вместе, бассейны крытые, хоккейные и крытые ледовые стадионы, тиры, а также … похоронные бюро и ритуальные залы. Интересно, что в этом перечне почему-то отсутствуют игровые залы, но это мелочи.

Участников собрания больше интересовало полное отсутствие логики при определении уровня налога. Всем, без исключения, кроме участников АТО и участников боевых действий и на объекты недвижимости, указанные в некоторых статьях Налогового кодекса, выписали по «0,5» вместо прежних «0,1», не разбираясь ни в месте расположения, ни в социальной значимости, ни в доходности или финансовых возможностях плательщика или предприятия. Представители бизнеса говорят открыто, в таких условиях им придется сворачивать производство или уходить в тень, сносить те здания, которые по тем или иным причинам сейчас используются неэффективно, особенно это касается заводской недвижимости, - и вместо пополнения бюджета, городская власть получит «дырку от бублика». Об этом говорил народный депутат Украины Константин Ярынич, поскольку такие вопросы имеют не только экономическую, но и политическую составляющую, поэтому требуют взвешенного подхода.

Удивительно, но даже дискуссии на столь актуальную тему представителей бизнеса и власти не получилось, потому что на собрание пришли только лишь заместитель городского головы Александр Грабенко и начальник управления экономики департамента по вопросам экономического развития, торговли и инвестиций Андрей Паливода. Они пообещали, что многие вопросы будут сняты, так как готовится совершенно другой проект решения, учитывающий все пожелания представителей бизнеса и общественных организаций.

После обмена мнениями участники круглого стола выбрали представителей в рабочую группу, которая подготовит и подаст на рассмотрение городских властей и депутатского корпуса предложения, способные урегулировать противоречия, влияющие на уровень социального напряжения в городе. Время до сессии городского совета еще есть.